Впервые я познакомился с данной настольной игрой тогда, когда хайп и слава вокруг неё достаточно поутихли. До этого у меня не было опыта в подобных играх, поэтому с каждой партией я всё более погружался в её глубины и понимая, насколько она хорошая: в ней есть как элементы «песочницы», так и взаимодействия и прямого столкновения между игроками. Игра достаточно холодна для новичков, желающих бегло ознакомиться с ней – скорее всего она им не понравится. Но если вы решите задержаться ещё на 3-4 партии, необходимых для понимания правил и принципа игры, то она начнёт открываться для вас с другой стороны …
Серп – ассиметричная игра. У каждой фракции есть свои преимущества (свойство фракции и свойства механизмов), не пользоваться которыми равно отдать победу на волю случая. Так, стремительный Руссвет может достаточно быстро развиваться, в то время как играя за хитрую Крымею стоит выстраивать свою стратегию на стабильном получении и использовании боевых карт как ресурса. Мобильной Полании необходимо делать акцент на перемещении и поиске приключений, а боевой Саксонии – сконцентрироваться на сражениях и выполнении целей. Особенность Нордика в перемещении рабочих через реки на этом фоне кажется слабой, однако это позволяет распространиться ему по полю ещё в начале игры, создавая инфраструктуру за пределами стартового полуострова. Есть ещё особенности механизмов – но это уже отдельный разговор.
Серп – это про стратегию и планирование. В начале игры стоит внимательно изучить вашу фракцию, планшет и карты целей – как правило, именно они будут задавать направление развития и способы получения звёзд. Как пример: одна за карту цели, до двух за одерживая победы в бою, а остальные три в зависимости от планшета и выбранной вами стратегии.
Серп – это постепенное развитие инфраструктуры и оптимизация в постоянно изменяющихся условиях. Начало игры закладывает базис, на котором будет строиться успешность вашей дальнейшей игры: не стоит распылятся на всё подряд (условий получения звёзд десять, в то время как на руках у вас их только шесть) – лучше всего выбрать 3-4 направления и пытаться их выполнить быстрее соперников. Также, на раннем этапе игры, будет полезно получить карту Фактории, которая потенциально может не только сделать вас мобильнее, но и ускорить ваше развитие. Ваша начальная тактика должна быть направлена на то, чтобы практически каждый ход вы выполняли не только верхнее, но и нижнее действие – это является залогом быстрого развития и получения звёзд.
Серп – развитие в условиях постоянной угрозы нападения – и это, на мой взгляд, изюминка игры: победить в нём без создания мехов возможно только играя с новичками-пацифистами, которые будут воспринимать игру как «песочница». В большинстве случаев мехи понадобятся вам как для увеличения мобильности, перемещения и защиты рабочих, так и для создания угрозы и атаки соперника.
Серп – это про войну. Нападения будут: как минимум, для зарабатывания звёзд. В течении игры всегда стоит бдительно следить за соперниками и их действиями на игровом поле: в самый неподходящий момент все накопленные вами ресурсы для развития могут быть отобраны игроком, который решил сконцентрироваться на агрессивной стратегии, отбирая ресурсы и захватывая под свой контроль всё большую территорию. Успешно спланированное вами нападение вносит сумбур в действия соперника, тем самым увеличивая шансы на победу. Однако стоит быть осторожным: трата всей силы в нападении может обернуться невозможностью защиты своих позиций.
Серп – это про мир. Развиваясь и сражаясь не стоит забывать о полезном и приносящим в конце игры немало дополнительных монет элемент – популярность. Потерять её очень легко, а вот развить до получения звезды – достаточно сложно. Можно отставать по количеству монет или выложенных звёзд, но компенсировать это ценностью награды за уже имеющиеся звёзды, территории и ресурсы умноженные на вашу популярность.
Серп – это гонка. Да, здесь есть элементы экономики, развития, сражений – но чаще всего выигрывает тот, кто имеет возможность управлять окончанием игры путём выкладывая последней звезды. Но это отнюдь не залог победы – побеждает самая мощная экономика.
Серп – это комплексная игра на предсказание ходов соперников. Ходы в ней короткие, кубиков вносящих случайность – нет. Казалось бы, всё можно просчитать, предсказать и побеждать одной и той же стратегией… Но постоянно изменяющаяся ситуация на поле будет требовать от вас постоянной корректировки планов и, в редких исключениях, смены не только тактики, но и стратегии. Разные игроки идут к победе разными путями – двух одинаковых партий сыграть определённо не получится. А какой путь будет правильным – будет зависеть только от вас и вашей реакции на события в игре. Тихо посидеть и выиграть, определённо навряд ли получится