Мой топ игр за 2019-2020 годы
Сайт "Настолио" предложил каждому нарисовать свою картинку в виде пирамидки гексов. Это оказалось хорошим поводом вспомнить, что же действительно игралось у меня в уходящем 2020 году. Сначала я хотел попробовал сделать список из 10 игр, но они оказались слишком разнородными. Поразмыслив, я разделил список на взрослые (дуэль, компания, соло) и семейные игры: список вырос до 20 игр, и пришлось добавить кое-что, игравшееся ещё в прошлом году.
Много есть хороших настольных игр, но не все из них выдерживают конкуренцию за место на столе, когда есть время лишь на одну-две партии в неделю. Те настольщики, которые располагают продолжительным временем на игры, могут составлять самые разные топы, к примеру: топ новинок, топ евро, топ детективов, топ открытий или даже топ разочарований. А я попробую свою нехватку времени использовать как преимущество: когда есть время только на одну партию, к выбору игры подходишь более вдумчиво, так что игры из моего топа можно назвать отборными.
Личный топ настольщика - это его портрет, своеобразная анкета. Итак, перед вами предпочитаемые игры многодетного отца, который любит иногда выбраться из хлопот повседневной жизни в гущу приключений. Это не список самых лучших игр на мой вкус, а просто срез времени - показатель, чем жила настольная сторона моей души в год пандемии.
1. Взрослые игры
- Осквернённый Грааль: Падение Авалона. В этой игре есть всё, что нужно любителю приключений: увлекательная нелинейная история, исследование мира, красивые локации, карты и миниатюрки, удобная и защищённая от спойлеров книга-игра. Особенно восхищает многогранный баланс: мир не слишком дружелюбен, но и не слишком кишит монстрами; персонажи отчасти понятны и знакомы (легенды артуровского цикла), а отчасти непонятны и непредсказуемы; элементы повествования ощущаются в меру значимой частью сюжета; сложность игры по ходу прохождения меняется, как маятник - то легче, то снова сложнее, и при необходимости может быть подстроена. Особенно радует богатство выбора путей в финале истории. Игра пришла аккурат к карантину, поэтому я её прошёл сначала соло по одной ветке, а теперь прохожу вдвоём с товарищем по другому пути, обзаведясь на этот раз блокнотом и записывая расшифровку всех достижений. Кажется, прежде мне не попадалась настолько проработанная игра, да ещё и в моём вкусе.
- Остров духов. Невероятно реиграбельный кооператив. Несмотря на всю математичность просчётов действий духов каждый ход, игра очень атмосферная: ты вживаешься в какую-то из сил природы и тщательно подбираешь средства борьбы с вредными колонистами. Каждый ход сначала приходится долго планировать свои действия, но зато потом, когда настаёт пора применить выбранные на этот раз способности, испытываешь особенное наслаждение от мощи подвластных тебе стихий. Кстати, для любителей истории в книге правил есть интересная пасхалка: все тексты про европейские государства-колонизаторы представляют собой не подлинную историю, а альтернативную.
- Древний ужас (со всеми дополнениями). Полный набор дополнений даёт возможность путешествовать в удивительно непредсказуемом мире, с переменным успехом решая задачи по его спасению. Свобода перемещений по карте, совместное планирование действий в зависимости от очень разных способностей сыщиков, постоянное сочетание неудач и успехов в примерно равном соотношении, а главное, маленькое неожиданное приключение в виде обязательного контакта в локации у каждого игрока в каждом ходу - всё это делает каждую партию в ДУ значительно увлекательней любого кино.
- Покорение Марса (с дополнениями, кроме "Кризиса"). Хотя эта игра и считается соревновательной (соло-режим в ней неполноценный, он делает ненужными треть карт), в ней интересен прежде всего сам процесс терраформирования Красной планеты. Через сколько поколений корпорации, заявившие о своих намерениях колонизировать Марс, наконец перейдут от слов к делу и начнут устраивать марсианские леса и поселения? Пополняющийся с каждым дополнением набор возможных технических решений (проектов) не только впечатляет, но и развивает наши представления об астрофизике. Да, ещё хотелось бы отметить, что автору удаётся оставаться в рамках науки и обходиться без фантастики, магии и пришельцев, это радует.
- Бестиарий Сигиллума (коллекционное издание). Дуэль-шахматы с полным отсутствием случайностей, на те случаи, когда хочется просто посоревноваться умами. Ещё в этой игре радуют глаз изысканные латинские названия существ - видно, что создатель игры ценит интеллектуального игрока (в отличие, например, от "Эволюции", где предлагаемые названия видов ужасно примитивны).
- Рунные войны. Этой игре уже десять лет, она давно не переиздаётся, так что нет надежды на её локализацию. Между тем, несмотря на мнимо военное наименование, целью игры является не военная победа, а сбор драконьих рун, которые могут появляться из самых разных мест. Кажется, это самая интересная игра из мира Терринота, и единственным ощутимым недостатком является время партии: если играть вдвоём, то партия будет длиться часов шесть-семь. Самая похожая по механикам игра - "Сумерки империи" - имеет два существенных отличия: сеттинг и отсутствие дуэльного режима.
- Робинзон Крузо. Именно с Робинзона началось моё знакомство с настоящими кооперативами. Можно включить аудио звуков джунглей и погружаться в атмосферу выживания на необитаемом острове, где постоянно происходят всякие неприятности, хотя иногда может и повезти. Если теперь эта игра реже попадает на стол, то лишь потому, что все сценарии пройдены вдоль и поперёк. Хотя даже в этом случае реиграбельность тут на высоте.
- Клинок и колдовство. Как ни странно, для меня Клинок и колдовство это прежде всего соло-игра, приключение, которое можно полноценно главу за главой проходить одному, играя двумя или тремя героями.
- Поселенцы (со всеми нациями). Быстрая карточная цивилизация от автора "Робинзона" - идеальная рекомендация для игры в коллекцию. Да, соло-режим тоже работает!
- Архипелаг. Ещё одна давняя и нелокализованная игра на тему тропических островов. Первое, что в ней сразу привлекает, это красивейшая прорисовка гексов архипелага: каждый лес, каждый пляж, каждый рудник в горах прорисован отдельно и заставляет любоваться этими чудесными островами. Архипелаг представляет собой необычное сочетание: цивилизация-полукооператив. Каждый развивает свою колонию и может при желании отжимать территорию у соседей, но вот усмирять недовольство аборигенов и защищать острова от мятежей приходится всем вместе. В общем, атмосфера тут тоже на высоте.
2. Семейные игры
Любому родителю-настольщику хочется заинтересовать детей своим хобби, но слишком длинная партия в Runebound может вызвать и обратный эффект, так что приходится искать баланс, чтобы игра была достаточно короткой, чтобы не утомлять детей, достаточно красивой, чтобы получить одобрение мамы, и достаточно глубокой, чтобы нравиться папе.
- Каркассон (новая серия, со всеми дополнениями). Каркассон когда-то стал для меня гейтвеем в мир настолок, но я и сейчас люблю его раскладывать с младшими детьми. А новое переиздание, вышедшее в этом году, стало поводом собрать наконец полный комплект модульных дополнений. Овцы и волки, цирк и акробаты - всё это не усложняет игру, а делает её интереснее.
- Крылья (с Птицами Европы). Незамысловатые механики в сочетании с познавательными иллюстрациями - вот рецепт хорошей семейки. Птички и их разноцветные яйца нравятся всем!
- Остров сокровищ: тайна Джона Сильвера. Искать по-настоящему спрятанное сокровище, да ещё и рисовать маркером прямо на карте? Это прямо мечты детства! Правда, те, кто копал совсем рядом, но так и не нашёл, могут расстроиться, когда узнают, как близко они были. Признаюсь, однажды мне удалось, играя за Сильвера, добраться до клада первым самому, но это была игра против взрослых, без детей.
- Место преступления (с дополнениями). Почему-то из детективных игр самой увлекательной оказалась вот эта, с телефонным приложением.
- Эверделл. Появился в коллекции недавно, так что пока впечатления писать ещё рано.
- Мачи коро - наследие. Наша первая игра с механикой легаси. Сначала пошла на ура, но в итоге три сценария остались пока что недоигранными: одной из участниц не понравился рандом кубиков, от которого здесь зависят все игровые эффекты.
- Андор (с дополнениями). В поисках приключенческой игры для детей (после неудачи с "О мышах и тайнах" даже с хоумрулами) мы пришли именно к Андору. Сценарии складываются в единую хронологическую цепь - но каждый из них полностью независим. В игре есть встроенная система обучения, освоения правил по ходу партии. Каждый может выбрать себе персонажа на любой вкус, особенно с "Тёмными героями". Проблема лишь в том, что, начиная со второй большой коробки, требования сценариев перестают быть детскими и требуют тщательного взрослого планирования.
- Звезда Африки. Идеальная бродилка. Нужно найти алмаз, который может находиться в любом месте Африки, и доставить его обратно на север. При определённой удаче он может оказаться где-то рядом, так что в самом коротком случае партия может уложиться в три минуты. Но интереснее, конечно, гоняться друг за другом по всей Африке, стараясь отобрать алмаз.
- Диксит. Не всем детям интересны приключения, некоторые больше любят игры на ассоциации, и Диксит тут идеален. Правда, игроки всё равно оказываются не совсем в равных условиях: члены одной семьи обычно лучше понимают друг друга, чем пришедшие гости, а более старшие строят ассоциации лучше и разнообразнее, чем младшие.
- Между двух замков безумного короля Людвига. Эта квазикооперативная игра действительно может собрать за одним столом самых разных членов семьи, особенно если посадить взрослых и детей через одного.
Со временем, очевидно, предпочтения и взрослых, и детей будут меняться, так что интересно будет заглянуть в этот список лет через пять.
Насколько сильно отличаются ваши топы от моего? Есть ли у кого-то совпадение (в том или другом списке) хотя бы на 50%? А на 80%?
Меня сразу покорил выбор Острова духов и Покорения марса, даже не смотря на то, что из первого топа я играла всего в 3 игры, кажется, что вкусы всё-таки схожи)