18 см и 2 часа
Люблю писать обзоры после нескольких партий в игру, и желательно разным составом:) Сегодня речь пойдёт о настолке, в которую я только что сыграла даже в одиночку! Ну просто понимаете, там такой большой… обелиск…
«Техену. Обелиск Солнца» — одна из недавних игр Даниэля Ташини и Дэвида Турци. Оба этих парня делают зубодробительные евро-сухари с примесью итальянщины, которые обычно мне приходятся по вкусу, а в этот раз Турци не просто запилил соло-режим, а числится полноценным соавтором.
«Техену» отправляет нас в мир Древнего Египта, где нам предстоит поклоняться богам, возводя статуи в их честь, развлекаться на строительстве храмового комплекса Амон-Ра, открывать каменоломни и хлебные лавки, и даже иногда веселиться, закатывая праздники.
Каждому игроку важно следить за состоянием его народа, ведь если люди несчастны, то и профит не очень большой. Но деспотом тоже можно быть, главное понимать, что несчастные люди не родят тебе гениальные технологии, и не в состоянии получить благословение богов…
Итак, игровой процесс по факту завязан на драфте кубиков. Это действительно то единственное, что вы можете сделать в свой ход — взять кубик и выполнить действие. Это одна из моих самых любимых механик («Гранд-отель ''Австрия''» или Coimbra)! Кубики в начале игры распределяются вокруг обелиска. В зависимости от освещённости места, куда они были помещены, кубик каждого цвета может быть чистым, осквернённым или запретным (последние брать нельзя). На колесе обелиска есть подсказка, как их распределять в каждой конкретной зоне, но поверьте, сложного в этом нет, т.к. очень быстро ты усваиваешь мнемоническое правило: светлые кубики чистые на свету, тёмные — в темноте, а в полутени властвуют средние тона.
Когда вы берёте кубик, вы можете либо получить ресурсы, соответствующие его цвету, либо выполнить действие, соответствующее зоне, из которой вы его взяли. То есть, технически у вас есть 10 вариантов действий: 4 типа ресурсов и 6 различных богов. Однако… в рамках каждого конкретного действия вы зависите от значения на взятом кубике, например, бог Гор позволяет вам построить статую одному из богов, но кому именно — диктует значение на кубике. Поэтому только у одного Гора у вас есть ещё… эм… 8 вариантов действий в рамках его зоны! Круто, правда? Что? Почему 8, если кубик шестигранный? Ну мы же должны иметь возможность возвести статую и себе любимым, — людям. А их можно поставить ещё в двух местах… Ну вы поняли:)
Ладно, — решаете вы, — просто возьму ресурсы, тут всё понятно. Эм, нет, голубчик, ты взял коричневую шестёрку и хочешь произвести шесть хлеба. Но уровень твоего производства всего лишь на четвёрке. Ты всё-таки произведёшь все 6 хлеба, однако 2 из них, что были произведены сверх твоих возможностей отправятся в скверну, ведь это алчность заставила тебя произвести больше, чем нужно! Скверна? Ах, да.
Когда все игроки взяли по 2 кубика, обелиск делает поворот и добавляются новые кубики в полутень. Затем игроки снова берут по два кубика, обелиск снова поворачивается и наступает фаза Маат. Маат — богиня справедливости, и она будет проверять, насколько ваши хорошие дела и плохие в равновесии (в мифологии на одну чашу весов разместили бы ваше сердце, а на другую — перо истины, которое и символизируют жетоны веры). Идеальный баланс = 0. Когда вы брали чистые и осквернённые кубики, вы размещали их на весы на своём планшете. И если в момент наступления фазы Маат, суммарные значения кубиков на обоих чашах совпадают, то вы — в идеальном балансе (и сможете ходить первым в следующем раунде). Но помните те булочки, что ушли в скверну (это как кушать после шести))? Их количество добавляется к значению кубиков, лежащих на чаше скверны.
После двух фаз Маат произойдёт подсчет очков. Затем ещё такая же половина игры, и ещё один подсчёт. Набравший больше всех победит в игре.
Игра не просто заставляет шестерёнки в твоей голове скрипеть и бешено вращаться, когда ты продумываешь цепочку действий на ближайшие четыре хода. Тебе приходится учитывать, какие кубики придут через два хода, следить, в чём нуждаются другие игроки. Иногда перейти путь оппоненту эквивалентно тому, чтобы сделать суперэффективный ход для себя. Просто лишите его кубика, и вот он уже не сможет построить колонну в храмовом комплексе, и вот для него уже нет смысла строить здание там, где это хотели сделать вы.
Играя в «Техену» ты ощущаешь себя тем последним арканианцем, Гриффином, что был в «Людях в чёрном», когда пытаешься просчитать все варианты будущих событий на ближайшие 10 минут:)
Мне нравится разбираться в хитросплетениях и цепочках, которые можно построить в «Техену». Игра показалась мне очень тактической, однако, один из моих соперников всю партию плёлся в хвосте по ПО, а в конце игры разыграл три карты законов, и стал победителем. То есть у него была стратегия, и он её придерживался (кстати, особо не застраивая храмовый комплекс!)
Здесь нет единственной проторенной дорожки, и несмотря на то, что ПО можно получить за многие вещи, у меня нет ощущения, словно это поинт-салат, ведь тебе нужно соблюдать чёткость и последовательность действий.
Многие спрашивают: «А насколько она отличается от ''Теотиуакана''?»
Ребят, это другая игра:) Их вообще не стоит сравнивать (разве что названия у обеих на «Т» и тематики схожие). В «Тео» вы, по факту, выбираете действие, выставляя рабочего — кубик, пусть и с некоторыми ограничениями, а «Техену» построена на драфте кубов. Да, есть похожие штрафы за некормление, есть несколько подсчётов очков, есть очень много всего. Но ощущения от игр абсолютно разные! У меня в коллекции и «Теотиуакан», и Tzolk'in, и «Техену», и Trismegistus, а на днях приехала «Тауантинсую». Последнюю я ещё не попробовала, но все остальные — разные! В общем, если любите евро, «Техену» точно стоит попробовать.
Кстати, ещё больше обзоров можно найти в моей группе Вконтакте;)
Пока читала, планировала спросить, похожа ли она на Теотиуакан 😂 Но последние предложения всё разъяснили. Спасибо за обзор!