Дилемма Короля. Незабываемый опыт в неординарной истории...
На Первомай мы с друзьями наконец завершили прохождение кампании в этой во всех смыслах уникальной игре. Впечатления переполняют, поэтому ниже будет очень субъективный многобуквенный обзор :)
Игра была издана в 2019 году, а до нас дошла в локализации в начале 2021. Поэтому уже многие наслышаны о Дилемме. Это сюжетно-переговорная игра с механикой наследия, полностью построенная на нарративной составляющей. Увидев первый обзор у BGC, я вообще не надеялась попробовать её. Игра дорогая, английского текста в ней много, ещё и переговоры. Но когда Crowd Games запустили предзаказ локализации, вписалась в первый же день. Мне до жути захотелось сыграть в это, поэтому было решено сделать подарок себе на ДР, ведь для себя-то любимой ничего не жалко :) Спойлер: покупка полностью оправдала мои ожидания. Спустя 15 часов прохождения кампании могу смело сказать, что Дилемма короля стоит своих денег...
Игровой процесс
Хотя в первой партии Дилемма не кажется такой уж необычной (в ней довольно простой набор механик), игровой процесс меня приятно удивил. Каждый раунд вы зачитываете дилемму, предоставляющую полярный выбор, который необходимо сделать. Путём голосования принимаете решение и сталкиваетесь с его последствиями. Но голосование не простое, а с коварным аукционом, где всё решает не демократичное большинство, а количество доступной вам власти, подкуп и молоток судьи. Здесь наибольшую ценность играют переговоры и умение манипулировать оппонентами.
Иногда вы будете решать дилеммы коллективно, но в большинстве случаев кто-то перетянет одеяло на себя. Зачем? Конечно же, ради власти и ништяков, которые можно получить за то или иное решение, и лишь иногда по соображениям совести ;) Ведь в каждом голосовании должен быть человек, ответственный за выбор совета. При этом у всех участников есть рычаги для того, чтобы отобрать инициативу и протолкнуть своё видение вопроса. Заседания совета здесь можно проводить, как выжимая всё из своего мастерства убеждения, так и просто подкупая, подставляя других пустыми обещаниями или перекладывая ответственность, спасовав. Кстати, пасовать тоже выгодно: так вы можете копить влияние или получать право быть судьёй.
Тайные и открытые цели, а также личные цели династий побудят вас планировать определённые ходы, отстаивая свои интересы. Однако, каждое ваше телодвижение неминуемо отразится на пяти главных параметрах благосостояния государства, от которых нельзя так просто отмахнуться. Вы постоянно влияете на судьбу королевства. Балансирование на грани между личными стремлениями, неограниченной властью и попытками не развалить страну окончательно - вот о чём эта игра. Дилемма - чистый америтреш, тем не менее она предлагает вам строить династическую стратегию и вживаться в роль властного дворянина, а не безвольно плыть в потоке повествования. В итоге процесс получается не похожим ни на что другое. Для меня Дилемма стала в своём роде инновационной игрой.
Сюжет
С моей точки зрения сюжета в игру насыпали предостаточно, и я осталась им довольна. Концепция мира, вполне самобытная, мне понравилась. Хотя порой события кажутся просто абсурдными в своей фантастичности, они хорошо вписываются в общую канву повествования. Сюжет создаёт свою атмосферу и легко погружает в новый мир тёмного фэнтези (если только вы сами не сопротивляетесь этому погружению). Взяв на себя роли членов королевского совета, вы управляете государством от имени монарха, потому что у него лапки. Вы - части единого целого, мощного аппарата, который держит на плаву целое королевство - в перспективе прибранное к вашим рукам королевство. А это иногда требует сплочения и единодушия, поэтому вы связаны друг с другом. Однако, помимо общего блага каждая династия стремится заполучить как можно больше власти, чтобы воплотить в жизнь мечты своего благородного рода. Поэтому совет наполнен интригами и манипуляциями. Сегодня ваш коллега-советник вам лучший друг, а завтра продаст вас с потрохами. Иногда будет казаться, что вы идёте к общей цели, а порой, что вокруг одни предатели, расшатывающие основы государства.
Но история определённо будет зависеть от ваших решений, стремлений и взгляда на этот мир!
Сердце сюжета и его главный двигатель - 12 дворянских династий Анкиста. Каждая из них уникальна, имеет историю рода, характерные черты и определённые цели. Эти династии тесно связаны с сюжетными линиями истории королевства. Играя за них, вы будете участвовать в сюжете. Думаю, авторы явно почитали об особенностях разных типов личности и темпераментов, использовав это для проработки лора династий. Поэтому я настоятельно советую тем, кто хочет пройти Дилемму, заранее внимательно изучить все ширмы и выбрать именно ту, что больше подходит вашему характеру. Тогда в процессе игры будет легче сродниться со своим персонажем и вжиться в роль, чтобы создать за столом правильную атмосферу.
Хочу заметить, что основной кайф от сюжета получаешь больше в процессе игры, чем в её финале. События развиваются захватывающе, постоянно хочется узнать, что же будет дальше, какие тайны стоят за происходящим в Анкисте. Если внимательно следить за повествованием, можно сложить воедино пазл истории, ибо основная информация содержится именно в дилеммах. Тут, наверно, как в жизни: нужно быть вовлечённым в настоящий момент и проживать его по полной. Игра максимально нарративная, и большая её часть происходит над столом и в умах участников. Авторы проделали огромную работу. А Краудам отдельное спасибо за воплощение в реальность прекрасной локализации!
Недостатки механик
Авторы вложили немало труда в систему игры, это заметно по глубине сюжета и внутренним взаимосвязям. Однако в такой сложной сюжетной системе не обошлось без откровенно слабых мест с точки зрения механик. Некоторые новые элементы, раскрывающиеся в ходе кампании, могут сработать плохо и стать совершенно не зависящими от вас. Благо они не влияют на сюжет глобально. Эти новые механики представляют собой мини-игры внутри игры, которые временно меняют основные правила и добавляют интерактива. Большинство таких элементов мне не понравились и показались лишними, и только один был находчивым и забавным.
Второй спорный момент - наклейки вех на поле событий. Они дают достаточно много очков или наоборот отнимают их, поэтому значительно влияют на кампанию. Во многих дилеммах последствия заставят вас клеить наклейки. И вот здесь нельзя допускать скопление позитивных наклеек в руках одного советника, иначе он оставит всех остальных далеко позади. Иногда борьба за эти наклейки заставляет игроков пренебрегать сюжетом, что не есть хорошо.
Это птица? Это самолёт? Стратегия или патигейм?
В сети уже появились полярные мнения об игре. Кто-то хвалит, кто-то ругает. Исходя из этого можно сказать, что Дилемма определённо зависит от компании участников (хотя какая игра не зависит?). С одной стороны, она предлагает погружение в мрачную сказочную историю, словно сошедшую со страниц фентези-книги. С другой, вы здесь не просто слушатели истории, а её творцы: вы можете строить стратегию в интересах своей династии. Наконец, игра предлагает живое общение, когда вы не просто обсуждаете решения, а делаете это со спорами, моральными манипуляциями, расточительным подкупом и попытками убедить всех в необходимости самых абсурдных решений. Эти три составляющие генерируют массу веселья за столом, от громкого хохота до шокированного молчания.
Чего делать не стоит, так это воспринимать Дилемму как евро, относясь к ней слишком серьезно и ожидая грандиозной стратегии. Да, здесь есть определённый менеджмент ресурсов для накопления победных очков. Но упор только в него скорей всего сведёт на нет интерес к сюжету. Это не значит, что нельзя придерживаться династических целей, делать это нужно и важно. Однако важнее наслаждаться деталями и поворотами повествования. Иногда стоит и поступиться целями на ширме ради нового развития истории. Дилемма именно про это, а не про просчёт на 10 шагов вперёд.
Что делать просто обязательно. Бурные переговоры сделают вашу кампанию незабываемой. Очень важно, чтобы все игроки были вовлечены в них и вжились в роли советников. Вот в этом вопросе стоит отнестись к игре серьезнее. Отсутствие общения убьёт всё веселье и превратит партии в скучный круговорот голосований. Дилемма построена на переговорах, и если вы их не любите или не умеете, игра вам скорей всего не зайдёт.
И главное, не будьте пассивными в принятии решений. Именно от них будет зависеть повествование и игровой опыт. Здесь вы реально влияете на развитие сюжета (это правда, я подглядела в неоткрытые конверты). Каким будет окончательное лицо королевства Анкист - зависит от вас.
По-моему Дилемма - отличный симулятор настоящей политики, когда неограниченная власть меняет вашу систему ценностей и понимание "общего блага". Управлять целым государством - это ведь не хухры-мухры! Вы можете увидеть как своих друзей, так и себя с совершенно новой стороны. Я, например, играя за династию герцогов Солад (безбашенных искателей приключений и новых знаний любой ценой), неожиданно в середине кампании поймала себя на мысли, что меня прямо раздражает народ Анкиста. Постоянно ноют, хотят "хлеба и зрелищ", боятся всего нового, потому что абсолютно необразованные. Куда им до понимания важности моих целей?!.. После этого я поняла, почему одна из целей моей династии была связана с низким уровнем народного духа ;) Мир Дилеммы - это одна большая аллегория на наше человеческое общество, именно поэтому она такая атмосферная!
Финал кампании
Он может показаться как необычным, так и странным. По крайней мере мы такого точно не ожидали. Тут могу дать только два совета: внимательно читайте правила финала и ВЕДИТЕ ПЕРЕГОВОРЫ! Здесь вас ждут, пожалуй, самые важные переговоры за всю кампанию, с помощью них, даже не набрав много очков, вы сможете получить шанс на победу.
Главный итог всей эпопеи - игра дарит неподдельные эмоции! Все спорные моменты в ней не смогли омрачить то удовольствие, которое я получила за эти 15 партий с друзьями. Дилемма короля стала моей первой легаси-игрой. Это одновременно весёлое, ужасающее и захватывающее приключение! Опыт для меня действительно уникальный, и запомнится он надолго.
P. S. На фото английская версия игры. За них большое спасибо Даше =)
У меня Дилемма тоже была первой легаси. А так, мне кажется, любая игра на переговоры зависит от компании. Ну то есть надо прям заинтересованных сажать)
Я ждала достойного легаси, чтобы наконец опробовать этот жанр)