В подписке Nastolio.Premium нет рекламы, зато есть много других крутых штук ;)

В публикации упоминается:

3 517

Ark Nova. Покорение зоопарка

Ark Nova держится в первой десятке хотнесс бгг уже несколько месяцев и стала евро с самым высоким рейтингом на портале (8.7). Также признана лучшей в номинации "сложная" в рамках Golden Geek 2021. Но пишу я про неё, потому что она победила в опросе в телеге (вот зачем нужен канал, ага).

Как уже понятно, звериная тема обманчива — Ark Nova далеко до семейки. Это серьёзная стратегия с множеством карт с уникальными иллюстрациями. И да, её часто сравнивают с Покорением Марса.


О чем игра?

Строительство зоопарка. Как у управляющего у тебя две цели: поддерживать посещаемость и спасать исчезающие виды. Для этого ты строишь здания, размещаешь животных, нанимаешь специалистов, сотрудничаешь с другими зоопарками и университетами. В общем, делаешь очень много чего!


Геймплей

Вникнуть в правила тяжеловато, сначала нам показалось, что в игру положили просто всё, что можно, но в процессе мы довольно быстро освоились и втянулись. Я опишу в общих чертах, можно случайно тоже прифигеть. Напоминаю, что в карточке игры есть перевод правил.

У каждого игрока свой планшет с гексами. Их в игре аж 3 вида по сложности: для первой игры, для новичков и для нормальных пацанов 8 различающихся по расположению штук на карте и специальным способностям.

На самом простом планшете на старте уже построен один вольер
На самом простом планшете на старте уже построен один вольер

По классике — в свой ход игрок делает одно действие. Отражено это при помощи 5 карт действий. Расположены они в 5 пронумерованных слотах и от положения карты зависит, как много ты сможешь сделать (5 — наиболее сильное действие). После использования карта перемещается в самое левое положение, сдвигая остальные. Также есть специальные жетоны, позволяющие увеличить силу карты. Есть вариант ничего не делать и получить тот самый жетон, но сдвинуть какую-нибудь карту всё равно придётся. Кроме того, карты вообще-то двусторонние и их можно улучшить (но за партию можно перевернуть только 4).

От силы действия, например, зависит величина постройки или количество карт, которые можно сыграть. Система интуитивно понятная и хорошо работает на практике. Это один из основных моментов, на который ты ориентируешься при планировании своего хода.

Конечно, на деле одно действие это скорее лишь выбор "раздела" действий, а вариантов в каждом тоже множество.

  • Животные. Просто играешь карту из руки. Чтобы разместить животное, нужно заплатить денег, взамен получаешь посещаемость. Разумеется, животному нужен вольер + могут быть свои условия по расположению и наличию всяких значков.
  • Строительство. Собственно так мы добавляем на свой планшет вольеры. Платим деньги в зависимости от размера. Происходит некоторое полимино (может ли полимино быть гексагональным?)
  • Совет ассоциаций. Тут у нас мини-выставление рабочих. Есть 5 мест; куда можно поставить зависит от силы действия. Тут можно добыть жетоны сотрудничества с зоопарками с разных континентов и университетами, а также зарабатывать репутацию и участвовать в проектах.
  • Спонсоры. Играешь карту спонсора с тем же уровнем, что сила действия или ниже. Или просто получаешь денег и двигаешь жетон на треке отдыха (про него позже). Спонсоры могут давать значки, постоянные эффекты и очки в конце игры.
  • Карты. Берёшь карты из колоды/дисплея и сбрасываешь в соответствии с таблицей.
Поле совета ассоциаций
Поле совета ассоциаций

Перевёрнутые, продвинутые карты действий позволяют делать специальные вольеры, выполнять несколько действий за рабочих, сразу использовать карты с дисплея и т.д.

Условий много, но по большей части в них есть логика: контактный зоопарк можно строить только один, киоски не должны быть рядом, некоторые рептилии не занимают места в специальном вольере :)

Интересно, что животные и их расположение не очень то связаны: карты лежат отдельно, вольеры переворачиваются в знак того, что они заняты. В специальных вольерах занятость отмечается кубиками. Казалось, что это может немного ломать, но на практике постоянное понимание, кто где живёт тебе вообще не нужно.

На всех треках, на территории для строительства, на полях для сотрудничества и т.д. есть отметки с бонусами. Например, так разбросана возможность улучшить (перевернуть) карту действия. И соответственно получаются длинные цепочки типа "мне бы прокачать вот это, чтобы сделать вот это" и "вот тут я ещё получу вот это, подвину вот это и...". В общем, связи и комбушечки приятные.


Ход игры

Одно из нововведений, а точнее просто вещей, которые работают нестандартно — раунды, которых нет. Вместо того, чтобы обновлять жетоны, собирать прибыль и возвращать рабочих раз в несколько кругов, вы делаете это, когда дойдёте до конца по треку отдыха (больше треков!).

Это общий трек, продвижение по нему происходит, когда кто-либо выполняет действие карт или альтернативное действие спонсора — подвинуть фишку на треке в соответствии с силой действия и получить столько же денег. Это то, что ты делаешь, когда больше в общем-то ничего не можешь. То есть пока всем есть чем заняться — работаем без отдыха.

Во время отдыха игроки сбрасывают карты в соответствии с размером руки (стандартный — 3), забирают рабочих, обновляют жетоны на планшете совета ассоциаций и получают деньги за положение на треке посещаемости, построенные киоски и специальные карты.

Были мысли, что это такой костыль. Но работает just fine.


Цель игры

Ну предположим, мы поняли, что делать. А... зачем? А вот тут, дамы и господа, самый, на мой взгляд, спорный момент игры. С одной стороны — он может совсем не понравиться, с другой — он необычный и крутой. Я пока не определилась, на какой я стороне, я набрала в первой игре -50 очков...

Трек репутации определяет, какие карты можно брать с дисплея
Трек репутации определяет, какие карты можно брать с дисплея

Прикол в том, что в игре по сути два вида и соответственно два трека победных очков. Помнишь, в начале я говорила, что у тебя две цели? Так вот, фишки по посещаемости (она же привлекательность, она же билетики) и по возрождению (охрана природы, щиты) движутся навстречу друг другу. И их попадание на одно поле — это как раз триггер конца игры. После чего остальные игроки делают ещё по ходу и подсчитываются штуки, приносящие очки в конце игры. Для подсчёта конечного результата значения вычитаются друг из друга. Так что счёт идёт не на сотни, а максимум на десятки. И минус десятки.

С треком посещаемости проще — по нему продвигаешься, когда выкладываешь животных (логично, ага). Для продвижения по зелёному же нужно выполнять проекты на планшете совета ассоциаций (там можно также выкладывать новые). Иногда "щиты" приносят животные, ещё их дают карты целей, но это только в конце игры и по умолчанию такая карта у игрока только одна (выбирается из двух). В общем, с зелёным треком сложно. Даже при том, что он "растянут" по треку посещаемости.

Ещё одна деталь — для обозначения участия в проектах используются кубики с левой части планшета игрока, что сразу (или сразу и во время отдыха) приносит указанные плюшки.

Путей к победе несколько, и кажется, что нужно не столько упарываться во что-то одно, сколько пытаться собрать из всего вместе складный пазл.


Оформление

В качестве иллюстраций на картах использованы фотографии. Вроде ничего особенного, но подобраны они довольно удачно. Вот вроде и не настолько нелепые, чтобы мемы делать, но достаточно забавные, чтобы всем вместе разглядывать свежевышедшую карту даже при игре в TTS. А там есть и тапир, и утконос, и пингвины... И подписаны латинские названия, конечно.

Но меня больше волновали не картинки животных, а обозначения: в игре так много всего, каково в этом ориентироваться?

Со мной произошла типичная ситуация, когда сначала ты пытаешься всё запомнить из правил, а потом понимаешь, что везде есть пометки "для тупых". И это хороший знак! Но видов значков всё равно много и к расшифровке придётся иногда обращаться.

В том числе потому, что в игре много специальных штук. Например, некоторые здания (с особенными тайлами!) строятся только по определённым спонсорским картам, а некоторые животные используют яд и гипноз, делая подставы другим игрокам. Но в игре больше 200 карт и за одну партию эти штуки могут вам просто не попасться!

Кстати, пресловутые значки на картах — на мой взгляд, как раз главное сходство с Покорением Марса. Ты складываешь карты друг на друга и потом высматриваешь по значкам, выполняются ли у тебя условия для следующих карт. Но тут карт получается как-то ощутимо меньше. На этом, пожалуй, сходства заканчиваются, в Арк Нове нет ни ресурсов, ни каких-то общих параметров, ни общей карты для застройки.


Впечатления

Мы играли вчетвером в TTS на самых простых планшетах и 100% игроков изъявили желание сыграть ещё. Партия затянулась, но мы даже не заметили, как пролетело время.

"Я просто хочу собирать птичек!"

Честно скажу, до работы над этим материалом игра меня не трогала вообще никак, несмотря на все её достижения. Но оказалось, что к ней действительно хочется вернуться. Хочется разбираться, хочется попробовать другие стратегии, хочется посмотреть, какие ещё карты есть. И, думаю, когда ты будешь уже знаком со всеми возможными эффектами и картами, в игре тоже будет особенный кайф. Подводя итог, я бы сказала, что эта игра приятная.

А если ещё и компоненты вживую щупать, ммм
А если ещё и компоненты вживую щупать, ммм

Что может пойти не так?

Лично мне пока не очень понятно. Возможно, кому-то просто не нравится строить планы, получать бонусы и смотреть на милых зверей (как такое возможно?).

Ещё можно проигрывать. Но тут вполне понятно, почему это происходит. Например я промотала несколько ходов без действий, чтобы сыграть карту, которая работает только когда у тебя посещаемость меньше 25. А ещё — важно успеть потратить денег, ведь в конце они ничего не дают.

Ага, знаю! Могут возникнуть проблемы у тех, кому не идёт карта. Колода одна, нужные животные, проекты и спонсоры могут просто не выйти, способы перебрать карты есть, но вероятно придётся подстраиваться под то, что есть.

Судя по отзывам, людей также отталкивает длительность игры, даунтайм, недостаток взаимодействия и просто то, что в ней "нет ничего особенного".


Игру локализуют Hobby games, сейчас проект на паузе.

На этот раз я даже не спрашиваю, интересно или нет, просто очень советую при возможности попробовать!

Так приятно, что обзоре вы упомянули мой перевод правил. И неожиданно, что в обзоре вы использовали мои вариации перевода значений. Трек BREAK я решил оставить как ОТДЫХ, потому что ПЕРЕРЫВ во первых длиннее, да и менее звучен. А трек ВОЗРОЖДЕНИЯ у меня до сих пор вызывает сомнение. Но оставлять его СОХРАНЕНИЕ еще больше настораживает. Мне, как играющему в комп игры, Сохранение это о другом. Тогда нужно обязательно писать СОХРАНЕНИЕ природы, а это опять не лаконично.

Я специально сверилась с вашим переводом, чтобы было проще ориентироваться. С зелёным треком действительно сложно, склоняюсь к варианту «охрана природы».

Спасибо за ревью, интересно было почитать иное мнение. Мне и всем моим друзьям игра увы не зашла. Давал ей несколько шансов в разных компаниях, но не понял всего гигантского хайпа вокруг этой коробки.

Nastolio.Premium

И другие бонусы.

Подключить за 299 рублей
article-commentsarticle-communityarticle-viewscontent-delimeterfooter-social-fb-activefooter-social-fbfooter-social-instagram-activefooter-social-instagramfooter-social-telegram-activefooter-social-telegramfooter-social-tgchat-activefooter-social-tgchatfooter-social-twitter-activefooter-social-twitterfooter-social-vk-activefooter-social-vkfooter-social-youtube-activefooter-social-youtubegame-edit-attributesgame-edit-authorsgame-edit-categoriesgame-edit-componentsgame-edit-descriptiongame-edit-duplicatesgame-edit-filesgame-edit-imagesgame-edit-infogame-edit-linksgame-edit-mechanicsgame-edit-namegame-edit-relationsgame-edit-videoslogo-gold-borderlogo-goldmarket-advantages-searchmarket-advantages-sellmarket-advantages-watchmarket-user-menu-bookmarksmarket-user-menu-feedbackmarket-user-menu-offersmarket-user-menu-profilemarket-user-menu-wishlistmenu-alarmmenu-chats-activemenu-chatsmenu-communities-activemenu-communities-hovermenu-communitiesmenu-donate-activemenu-donate-hovermenu-donatemenu-editor-activemenu-editormenu-events-activemenu-events-hovermenu-eventsmenu-games-activemenu-games-hovermenu-gamesmenu-market-activemenu-market-hovermenu-marketmenu-newmenu-notificationsmenu-profile-activemenu-profile-hovermenu-profilemenu-publications-activemenu-publications-hovermenu-publicationsmenu-push-activemenu-pushmenu-services-activemenu-services-hovermenu-servicespremium-advertpremium-collectionpremium-contestpremium-dice-borderpremium-dicepremium-meeple-housepremium-soonscore-dice-1score-dice-10score-dice-2score-dice-3score-dice-4score-dice-5score-dice-6score-dice-7score-dice-8score-dice-9score-dice-active-1score-dice-active-10score-dice-active-2score-dice-active-3score-dice-active-4score-dice-active-5score-dice-active-6score-dice-active-7score-dice-active-8score-dice-active-9score-dice-hover-1score-dice-hover-10score-dice-hover-2score-dice-hover-3score-dice-hover-4score-dice-hover-5score-dice-hover-6score-dice-hover-7score-dice-hover-8score-dice-hover-9score-dice-nonesearch-activesearchstub-communityuser-menu-exituser-menu-profileuser-menu-settingsuser-social-bgguser-social-emailuser-social-fbuser-social-instagramuser-social-kickstarteruser-social-siteuser-social-telegramuser-social-teserauser-social-tiktokuser-social-twitteruser-social-vkuser-social-youtube