50 оттенков Ужаса — с чего начать свой настольный путь в Аркхэме
Кто из нас не зачитывался томными вечерами Лавкрафтом. Пряча книгу под одеялом, не мечтал о далёких шпилях Затерянного Кадата, не хотел хоть глазком увидеть настоящего глубоководного, подсмотреть ритуал культистов, призывающих Ньярлатхотепа. А может даже прочитать сам Некрономикон сумасшедшего Абдула Альхазреда!
Сейчас уже сложно найти человека, не знающего о Ктулху и где он обитает. Конечно, такая любовь ко вселенной Мира Грёз не осталась без внимания настольного сообщества. Где ещё вы сможете прогуляться по мрачным улочкам Аркхэма, заглянуть в туманный Иннсмут или побывать в Данвиче, как не в уютном кресле,за партией в настолку с друзьями :)
Большинство игр по вселенной Мифов Ктулху производится компанией FFG, они же и стали культовыми. Сегодня мы рассмотрим самые популярные игры: не вдаваясь подробно в механики расскажем о плюсах и минусах каждой, что вам стоит выбрать для первого знакомства, а чем расширить коллекцию. Стоит отметить, что все игры являются кооперативными, то есть вы будете сообща сражаться с Древними. Кроме того, серия отличается довольно высоким порогом вхождения. Правила занимают не один десяток страниц, а партия может растянуться на целый день.
Начнём мы с поистине мастодонта серии, игры, которая есть в коллекции у каждого уважающего себя настольщика. Классики, с которой таинственный и пугающий мир Древних стал ближе для всех. Ужас Аркхэма вторая редакция.
Эта игра является культовой и обзавелась фанатами во всех уголках Земли. Сколько воспоминаний и историй связано с партиями в УА! Как-то раз мы играли 6 часов (и это не предел)!
Вы Сыщики, спасающие мир от вторжения Древних Сил в наше измерение. Судьба свела вас в Аркхэме, где происходят таинственные события, способные перевернуть наше представление о Бытие. Вам предстоит искать улики по закоулкам самых злачных мест, выпытывать доказательства у могильщиков и преступников, продираться сквозь полчища культистов, которые так и норовят напасть из-за угла.
Огромная карта сакрального города с трудом помещается на столе, иногда приходится тратить несколько ходов, чтобы добраться до открывшегося портала, а в небе летают Шогготы, выискивая добычу. Чтобы закрыть портал, придётся отправиться в Иные Миры, а оттуда не так-то просто вернуться живым.
Ужасы происходящего пугают местных жителей, магазины закрываются, улочки пустеют и наполняются тенями причудливых созданий. Главное в этом хаосе - не потерять себя, копаясь в древних манускриптах Мискатоникского Университета, и не сойти с ума. Двери Арокхэмской больницы всегда открыты для таких сумасшедших.
Игра приобрела такую бешеную популярность, что существует множество фанатских сайтов, на которых содержится множество дополнительной информации, придуманных Древних и сыщиков. Вам остаётся лишь распечатать готовые материалы и играть в абсолютно новую версию УА. Самые популярные "модификаторы" добавляют сквозные сюжетные линии, режим кампании и многое другое (здесь). Сложим с и так колоссальным кол-вом официальных дополнений — и получим игру, в которую можно играть без остановки и она всегда будет разной. Отдельно стоит отметить бережный подход к деталям и любовь ко вселенной. Некоторые Древние сделаны так хорошо, что распечатай карту на плотной бумаге и разницы не будет заметно никакой!
Великолепные атмосферные вставки текста, отчаяние и безысходность. Вот что такое Ужас Аркхэма! За это мы его и любим.
Плюсы:
- Классика настольных игр! Вы никогда не прогадаете с Аркхэмом.
- Высокая реиграбельность благодаря объёмному наполнению коробки. 8 Древних и 16 сыщиков, чтобы попробовать всех персонажей, надо сыграть почти 2 десятка раз, при этом постаравшись не умереть :)
- Большое кол-во дополнений не только добавляют новых сыщиков и Богов, но и расширяют карту, вводят новые механики. Есть где развернуться фантазии. Каждая партия будет уникальна, а собрав все дополнения, потребуется около года, чтобы сразиться со всеми Древними и узнать историю каждого сыщика.
- Великолепная атмосфера. Вы находитесь не где-то, а в самом Культовом городе всех книг. Встречаете знакомых персонажей, а газетные вырезки отсылаются к историям из книг.
- Легко достать на русском языке.
Минусы:
- Многие механики спустя почти 15 лет устарели и проигрывают своим более молодым изданиям. Отсюда и местами неоправданная перегруженность правил и затянутость партий. Некоторый играют в Аркхэм от рассвета до заката.
После столь легендарной игры мы потихоньку переходим к более молодым представителям жанра.
Древний Ужас многие называют Аркхэмом 2.0. И правда: были переработаны многие механики, в особенности поведение монстров, способности сыщиков больше не регулируются каждый ход, а статичны. Убрали шероховатости и неровности Аркхэма, превратив 40 страниц правил в 16 (правда развёрнутый глоссарий с пояснениями вышел пухленьким). Теперь перед вами раскинулась вся планета Земля, которую можно изучать от жарких джунглей Амазонки, до леденящей душу Антарктиды!
Карты находок и спутников превратились в одну колоду, места на столе игра занимает немного меньше, уже можно уместиться даже вшестером (но не сильно меньше).
Благодаря упрощению механик уменьшился и даунтайм игры. Если вы играли сложный сценарий в Аркхэме 6 часов, то тут это будет 4-5. Разница не колоссальная, но уверяю - вы её почувствуете. Наполнение базовой коробки поскуднело, видно что FFG сразу взяли курс на так полюбившиеся им дополнения. Сыщиков уже 12, а Древних всего 4.
Дополнений вышло уже прилично, есть где разгуляться. Но базовая коробка кажется обрезанной. Четыре Древних это как-то маловато будет! Особенно после вариативности оных в УА. И если Ужас Аркхэма хвалит большинство игроков, то с Древним Ужасом мнения разделились.
Кто-то после него отложил на антресоли Аркхэм, наслаждаясь упрощёнными механиками и более быстрыми партиями, а кто-то разочаровался атмосферой ДУ. Нет больше милого сердцу города с закоулками, перед нами безликая карта мира. Из-за этого могут случаться казусы. Например, монстр, который по сюжету не может выжить в холодных льдах Антарктиды - появляется именно там. Почему? Потому что может.
В целом, Древний Ужас стал глотком свежего воздуха для тех, кто хотел старого-доброго Аркхэма, но с отлаженными правилами и не таким большим даунтаймом.
Плюсы:
- Переработанные механики, благодаря чему вы с меньшей вероятностью запутаетесь какой Шоггот кого атакует.
- Большое количество дополнений, места, не показанные в Аркхэме. Единственная игра серии где локализованы все дополнения.
- Уменьшение даунтайма игры. Партии проходят быстрее и динамичнее, вы даже успеваете на последний автобус.
Минусы:
- Большая потеря в атмосфере игры. Врезки из книг пытаются спасти положение, но ничто не заменит Романтики штата Массачусетс.
Это всё очень интересно, скажите вы. Но что же делать, если мы играем вдвоём или я люблю проводить вечера после работы в гордом одиночестве?
В таком случае — Карточный Ужас Аркхэма уже тянет к тебе свои щупальца!
Да-да, это сюжетная игра по мирам Лавкрафта, но уже для 1-2 игроков (хотите играть в 3-4? Покупайте вторую базу! В этом вся FFG).
Карточный УА нельзя назвать продолжением или переделкой предыдущих игр, о нет! Здесь всё становится по-настоящему интересным. Это абсолютно новая версия. Тут не найдёшь громоздкого поля, что не помещается на кухонном столе. Вся игра - карточная. Более того, колоду своего персонажа надо постоянно улучшать и менять в зависимости от ситуации.
Вместо кубиков успех теперь определяется жетоном, который вытаскивается из мешка в закрытую. Аркхэм официально стал легаси игрой, что значит - сюжетной. И тут мы перешли к основной фишке издания!
Весь прогресс сохраняется. Решения, принятые несколько партий назад, могут дать о себе знать в самый неподходящий момент! Сыщики стали более живучими, переходя из одного сценария в другой, они уже не так просто умирают, а будут начинать каждую партию с ментальными и физическими болезнями.. пока не умрут.
Конечно, покупать каждый раз новое маленькое дополнение-историю для многих может показаться затратным, но уверяю - оно того стоит. Средняя цена дополнения 590р, а эмоций уйма. Мы с подругой играем уже почти год и каждый раз получаем колоссальное удовольствие. Это, безусловно, самая атмосферная игра по Мирам Лавкрафта.
Ведь здесь ты постепенно развиваешь своего героя: он заводит друзей, обретает психические расстройства, лишается конечностей и медленно сходит с ума. Ну разве не красота!
Каждая серия дополнений (стартовая коробка, вводящая в курс дела и небольшие колоды-дополнения, которые уже продолжают сюжет) - история про одного из Древних Богов. У вас будет много времени, чтобы прочувствовать неотвратимо приближающийся Ужас. Непревзойдённо раскрытые служители Зла и сами Исчадия Мифов. Разрушения и проклятья, происходившие в оригинальном Ужасе Аркхэма и Древнем Ужасе за одну партию, здесь развиваются в течении 8 сценариев, давая в полной мере ощутить всепоглощающее отчаяние и собственную ничтожность.
Выпущено и несколько отдельных приключений на один раз, которые рассказывают небольшую историю, отличающуюся от событий основных изданий. Не расстраивайтесь, даже эти «ван шоты» не будут простыми.
Правила расписаны аж на двух толстых книжках. Одна - правила, вторая - пояснения для правил (притом и толще в 1,5 раза). Даже игрокам в Аркхэм надо будет разбираться, потому что вся механика переделана по-новому.
Плюсы:
- Лучшая игра из серии для 1-2 игроков.
- Великолепная атмосфера!
- Возможность сохранять прогресс.
- Многолетняя кампания только для вас одного. Или невероятное удовольствие для двоих :)
- Интересно переделанные правила, новая механика.
- Поддержка регулярного перевода дополнений на русском языке. Не застрянете на половине прохождения.
Минусы:
- Всего 3 сценария в базовой коробке. Постоянная покупка дополнений.
- Хотите играть втроём? Покупайте 2 базы. Есть умельцы, что собирают колоду обходя покупку второй базы, но для этого надо приобрести основные коробки Данвича и Каркозы. Так себе удовольствие, забегать вперёд сценариев, покупать всё сразу и колдовать над картами. Для новичков точно не подходит.
- Присущая всем играм УА сложность. Иногда одному пройти игру просто невозможно. Среди моих знакомых есть те, кто не стал играть дальше первого сценария из-за хардкорности.
- Плохая русская локализация МХ. Оставленность как вид болезни, косяки и опечатки (правда не так много), карты меньшего размера, чем в английской версии. Пересесть с одного на другое не выйдет. Качество бумаги и печати хуже чем в оригинале (в защиту скажу - все игры на русском языке проседают в качестве своим оригиналам. Исключения есть, но они редки).
Уверяю вас - все минусы перечёркиваются легаси механикой! Чувствуешь себя как в ролевой игре, но где мастер тебя ненавидит. Сильно ненавидит.
Хммм.. А что, если я хочу ролёвку по Аркхэму? Только где же найти мастера! А можно без него? И чтобы всегда что-то новое было! И со звуковыми эффектами! И чтобы предатель был, но возможно! И на русском пожалуйста. А ещё, чтобы можно было за 2-4 часа отыграть приключение.
Чтож.. Есть такое! Особняки Безумия вторая редакция. Почему именно вторая? В первой один из игроков становился ведущим, а в новой версии эту роль берёт на себя приложение. Сейчас играми с приложениями уже никого не удивишь, но в 2016 году ПО, которое заменило ведущего игрока - это прорыв. Особняки так хороши, что совсем недавно их локализовали на русский язык (чего 3 года ждали?).
Представьте, что вы попали в заброшенный особняк. Хорошо. Он ну очень зловещий. Ещё. Ещё! Так достаточно! И.. вы не знаете что делать!
Ну не так уж не знаете, явно что-то загадочное и мистическое здесь произошло. А вот как всё исправить - познаётся процессе исследования Дома. Иногда действие переносится из тени Древнего здания к вам домой или в гостиничный номер. Тут точно не заскучаешь, кому понравится обнаружить под кроватью культиста?
Пластиковые миниатюры, горсть жетонов, тайлы дома - всё это останется для вас загадкой, пока приложение не скажет что именно делать. И это прекрасно. Не знать, что будет дальше, идти наугад, заглядывать за каждый поворот, сходить с ума и даже предавать! Всё это под зловещий голос и будоражащую кровь музыку из динамиков.
Подготовка к игре теперь стала гораздо быстрей - положили стартовую комнату, распределили жетоны и вперёд! Исследовать, решать мини головоломки и даже разговаривать с жителями Особняка. Ну не ролёвка ли без мастера? А главное - благодаря приложению один и тот же сценарий можно перепроходить несколько раз. Монстры, предметы и события будут меняться, даже сам Особняк будет перестраиваться.
Особняки это так же отдельная игра, абсолютно отличающаяся по жанру от предыдущих представителей.
Плюсы:
- Хотите ролевой игры, но нет столько времени? Вариант для вас!
- Великолепные звуковые эффекты и ощущение таинственности благодаря ПО.
- Один и тот же сценарий можно переигрывать сколько угодно раз.
- Вы сошли с ума. Очень жаль. А теперь играйте в это!!!
- Доступность базы на русском языке.
Минусы:
- Миниатюры хромают качеством.
- Всего 4 сценария в базовой коробке. Дополнения наше всё.
- Ценник в 6000р.
А если нет желания разбираться в правилах по несколько часов, играть партии днями, но насладиться миром хочется - Знак Древних! Вот что тебе подходит!
Здесь разработчики полностью пересмотрели видение игры. Как передать всю атмосферу Ужаса, если партия будет идти максимум 2 часа, а не от двух, и чтобы правила можно было изучить за 10-15 минут? Так и появился Знак Древних :)
Карточки больше не являются основным ресурсом - вместо них россыпь самых разнообразных кубиков. Сыщики не будут ходить ни по карте, ни по миру. Все задания и миссии уже перед вами, рядом с древним и его колодой. Для выполнения каждой миссии нужно собрать определённую комбинацию на кубиках. Кости можно перебрасывать, чтобы улучшить свой результат, но будь осторожен! Одна из граней - проклятье.
Очень лаконично и просто FFG вместили всю механику на одни кубики. Получил проклятье - держи отрицательный эффект (урон по разуму или увечье). Накидал нужную комбинацию? Ты смог договориться с местным глубоководным, держи плюшку, ты стал на шаг ближе к победе над Древним.
Итог - самая простая и быстрая в освоении игра, но которая хорошо передаёт атмосферу мира. Места на столе занимает немного, а партии идут час-два, что рекорд для Аркхэма.
Плюсы:
- Игру легко освоить, низкий порог вхождения.
- Быстрые партии, по сравнению с остальной серией.
- Занимает немного места.
Минусы:
- На русском языке игру сложно достать, а дополнения вообще не переводились.
- Классический кубомёт. Уповайте на удачу, дамы и господа!
Что делать, если от рандома и кол-ва кубиков голова идёт кругом? Хочется Аркхэма, но с полем, как это заведено и чтобы на час-полтора? От долгих обсуждений будущих действий, планирования наперёд не осталось никаких сил?
Присмотритесь к игре Ужас Аркхэма: Последний Час! Что-что, спросите вы? Всё верно, это очередное переосмысление серии от FFG. Никакого взрыва новостей не было, так как Час потерялся на фоне выхода третьей редакции УА.
Что же такого особенного в Последнем Часе всего человечества? Во-первых, сюжет. Вы не будете предотвращать появление Древнего, он уже здесь! И у вас есть всего час, чтобы повернуть ритуал вспять. Притом буквально. Партия длится всего час-полтора, ведь у вас есть 8 раундов, а в каждом раунде у игрока по 4 простых действия.
Во-вторых, локация. Ни один Аркхэм не делал своим главным полем битвы Мискатоникский Университет! Который кишит монстрами всех видов и размеров.
В-третьих, кооперация игроков. Вы больше не можете обсуждать что конкретно будете делать в свой ход. Единственное что можно сообщить — очерёдность хода. Реализуется это благодаря необычной механике выбора действий среди двух возможных на карте - верхнее (атака, перемещение) или нижнее (исследование, активация монстров), которые надо умело использовать, подстраиваясь под ситуацию и решения ваших соратников. Никаких долгих обсуждений. Действуй здесь и сейчас, попробуй предугадать, что делают остальные.
Задача игроков - подобрать правильную комбинацию карт к двум знакам ритуала, отложенных в начале игры в закрытую. Для этого вы открываете улики. пытаясь вычленить, чего не хватает и какие две оставшиеся нужны вам. Немного логики и исключений, доктор Ватсон!
А что же по проигрышу? Ну тут легко. Все проигрывают если это сработает условие на карте Древнего, если монстры займут все места на локации ритуала, если сыщики не угадают знаки, если хоть один из героев умрёт. Как и в классике - за ход можно так сильно накосячить, что считай пора начинать новую партию.
Игра была довольно прохладно воспринята сообществом: не понятно, какую именно нижу она занимает. Для хардкорных игроков - слишком простая, для тех, кто любит Знак Древних - недостаточно азартная, для фанатов кооперативов - маловато взаимодействия между игроками. Есть и те, кто был приятно удивлён столь необычной механикой выбора действий. Для новичков, которым играть 4 часа в третью редакцию или О, Ктулху! 6 часов во вторую - слишком, а хочется карты города, осязаемых фишек и знакомой всем атмосферы вместо кубиков и карточек - Час стал тем самым подарком судьбы. Коллекционерам и фанатам игры плюс одна коробка на полку, которая ещё и разительно отличается от своих родственников.
Плюсы:
- Быстрые партии, понятные правила. Идеально для знакомства с миром Лавкрафта за час, притом ближе к оригинальной серии, чем Знак Древних.
- Необычное взаимодействие игроков. Попробуйте догадаться, что будут делать ваши друзья! Обретите связь, подстройтесь под бешено меняющийся темп событий.
- Быстрая локализация.
- Хотите удивить друзей-фанатов УА чем-то необычным? Они вполне могли даже и не слышать про Последний Час. Дерзайте!
Минусы:
- Для хардкорных игроков игра будет слишком простой.
- Необычное взаимодействие игроков. Да-да, это является и минусом. За что мы любим УА? За долгие обсуждения кто куда пойдёт и зачем станет полицейским. Не ожидайте такого от Часа. Оно и правильно, тогда партии были бы долгими, а это не то, чего добивались разработчики.
- Относительно тихий релиз на российском рынке и смешанные отзывы игроков. Если Древний Ужас либо любят, либо нет, то Час.. скорее прошёл нейтрально, а кому-то и вовсе не понравился. Может ли это повлиять на локализацию будущих дополнений? Вполне.
Хммм... чего же не хватало этой статье? Что-то мы забыли, что-то важное!
Игра, которая как драгоценный алмаз завершит наш обзор: Ужас Аркхэма третья редакция!
Эту версию сложно воспринимать как продолжение классического УА, скорее как абсолютно самостоятельную игру. Попробуйте сложить вместе Ужас Аркхэма и Карточный Ужас Аркхэма - получите что-то похожее на третью редакцию.
Правила стали тоньше, интуитивно понятнее, действий в ход у сыщика всего 2, события определяются жетонами из мешка, который постоянно прокручивается. Древние обладают необычными механиками, их сложнее победить в бою, надо быть хитрее и проводить мощные ритуалы. Поле теперь представлено не одной большой картой, а двусторонними тайлами города.
Игра получилась динамичнее, быстрее и приятнее Древнего Ужаса, при этом сохранив атмосферу Аркхэма и переняв многие механики из карточной легаси версии. 5+ FFG! Сценариев 4, сыщиков 12. Маловато конечно, но мы ждём дополнений с надеждой и любовью (на английском первое дополнение уже вышло).
Лично для меня третья редакция не заменит классики - второй. Уж слишком они разные и непохожие. Кстати, недавно у нас был обзор на третью редакцию.
Условия победы над Древним вы узнаёте не с самого начала, а постепенно открывая сюжетные карты. Врата изменились - больше вы в них не проваливаетесь, а они создают аномалию в зоне, где появились. Где Аномалия - там и другие, более опасные и сложные карточки событий. А чтобы её закрыть - надо убрать все жетоны ужаса с локации, иначе не видать вам улик в этом районе.
Монстры стали действовать умнее. Не надо просчитывать какой знак на этом существе и по какой стрелочке он пойдёт. Есть цель и маршрут. Удобно. Лаконично. Атмосферно.
Как и в прародительнице - вы можете всего лишь за один ход потерять всё и начать бороться за выживание. Игра не прощает ошибок.
Плюсы:
- Лучшая игра для того, чтобы начать знакомство с творчеством Лавкрафта.
- Понятные правила.
- Менеджмент места - теперь компоненты располагаются удобнее на столе.
- Новые механики порадуют старых игроков и фанатов Аркхэма.
Минусы:
- Отсутствие дополнений на русском языке, хотя они игре явно не хватают.
- Соперничество со второй редакцией. FFG постепенно закрывают производство, чтобы планомерно перевести всех на третью, хотя по ощущениям это две разные игры. Мир Хобби, локализующие вторую редакцию на русском языке пока закрывать производство не собираются.
- Не хватает хардкорности в правилах. Наверно, это уже привычка, что УА должен быть сложным в понимании, но при игре в третью редакцию было стойкое ощущение нехватки чего-то. Нет мук принимаемых решений, нет раздумий над ходом по 15 минут. Всё вроде понятно, куда идти и что делать, а ходы происходят так быстро, что ты не успеваешь даже, как обычно, всплакнуть между раундами от безысходности.
Давайте же подведём итоги.
Если вы хотите Классику, игру, которая на века - приобретайте Ужас Аркхэма вторую редакцию. Зачем вам много игр в коллекции, если есть Аркхэм?
Фанат серии и уже есть все Аркхэмы - Берите Древний Ужас, взгляните на игру в разрезе земного шара.
Играете один или вдвоём и хотите долгой истории? Ощутить в полном объёме атмосферу вселенной? Почувствовать себя в шкуре своего героя - Карточный Ужас Аркхэма лучший выбор!
Любите Descent, ролевые игры и не жалко потратить половину зарплаты на игры — Особняки Безумия не дадут заскучать.
Хочется игру на час-два и чтобы не очень сложно, но в тематике Лавкрафта - Знак Древних с этим справится.
Думаешь, чем бы необычным пополнить свою коллекцию или хочется приобщиться ко вселенной более традиционным способом - Последний Час настал!
Начинающий игрок у которого нет ни одного Аркхэма, а браться за вторую редакцию пока страшновато - Третья редакция Ужаса Аркхэма готовится занять своё почётное место у вас дома.
Чтобы вы не выбрали, какая игра не была бы любимой - мир Лавкрафта многогранен и уникален. Он может поглотить в один присест. Это когда после проигранной партии в 6 часов уходишь довольным, ведь это было по-настоящему здорово! Когда один бросок кубика может решить исход всей партии, а голос из планшета сообщает об опасности за поворотом. Когда уже второй год играешь в одну кампанию и это стало доброй традицией - обсуждать с другом, как вы столько-то лет назад, такими-то персонажами проходили Базу Карточного Аркхэма и сошли с ума, а ваш дом сгорел.
На Аркхэме выросло целое поколение настольщиков и вот, будет подрастать новое. Уже на третьей редакции. Игра моего поколения - вторая редакция, но, кто знает, может сейчас этот текст читает тот, кто познакомился с миром Мифов на первой!
К FFG у меня есть единственное пожелание: сделайте для нас новое оформление. Красной нитью сквозь всю вселенную кочуют одни и те же герои, способности, предметы. И, если поначалу повторяющиеся иллюстрации навевают ностальгию, то спустя пару лет.. О! Новый Аркхэм, с тем же самым оформлением как и 5 Аркхэмов до. Что-то не меняется даже в таком многообразии стилей. Может, пора? И следующий перезапуск Аркхэма будет абсолютно полностью перерисован? Только представьте - все карты с новыми иллюстрациями, ни одного повторения в героях! Моя маленькая личная мечта!
Спасибо, что дочитали до конца! Поделитесь, какая игра ваша любимая, а что хочется приобрести в коллекцию.
До встречи в Аркхэме!
Ксюша Анина специально для паблика Настолки LIVE