Четыре уморы, или Зачем нужны зелья
Недавно мы с друзьями опробовали микстуры от Crowd Games (в электронном варианте), и теперь я постараюсь рассказать, в чём же прикол.
Суть игры
Игроки становятся средневековыми врачевателями и выдают жителям (и иногда зверятам) королевства зелья. Собственно, именно поэтому, как мне кажется, игра так и называется. Потому что речь всё-таки не про жидкости внутри человека, а про то, что вы как доктора используете, чтобы на него повлиять.
Игра эксплуатирует не только гуморальную теорию, но и так называемую "дилемму заключённого". Проще говоря, игроки могут договориться и вместе получить выгоду, но один может обмануть и остаться в выигрыше. Это же причина того, что прелесть игры сложно передать просто через правила, но я попробую сделать это на конкретных примерах. Если представляешь, как работает игра, можешь переходить сразу к ним, это самое интересное.
Правила и нюансы
Правила вообще-то простые, но понимаешь это только когда начнёшь играть и параллельно проверишь некоторые моменты. Поэтому я расскажу правила в общих чертах и отдельно отмечу вещи, которые вызвали у нас вопросы.
Зелья — жетоны четырёх видов. Можно конечно разобраться, где там меланхолик, флегматик, сангвинник и виталик, но вообще на деле это "меч, сердечко, книжка и часы", ну или "желтый, красный, чёрный и белый". У всех игроков одинаковые наборы жетонов, в руке 4 случайных. В свой ход игрок выкладывает жетон на карты встреч или тайлы групп в закрытую. На всех человечках (и зверятах) обозначено два вида жетонов, которые на него можно выложить. Полезное знание — раскраска человечка соответствует цветам жетонов. Выкладывать другие жетоны совсем нельзя.
Когда заполнится N карт (зависит от количества человек) они все разыгрываются по следующей схеме (она есть на памятках). Затем победившие жетоны переносятся куда следует.
Зачем это всё надо? Чтобы выполнять цели. А какие — зависит от режима игры. В королевском жетоны переносятся на тайлы общей карты королевства (на карте с жителями указано конкретное место), а в феодальном — на личный планшет, тут уже дело в профессии человечка (на ком был жетон на карте, на того и ставишь). И там, и там, нужно выполнять условия схематического типа, например "7 жетонов в половине королевства" или "5 жетонов по прямой". Кто выполнил к концу игры больше целей, тот и выиграл.
Кое-что из не совсем очевидного (оно, конечно, есть в правилах, просто тут может произойти затуп):
- разыгрываются все карты встреч, вне зависимости от того, сколько жетонов на них выложено;
- зелья на тайлы групп (в предварительном варианте правил они называются жетонами) можно выкладывать просто в свой ход, а разыгрываются они по порядку, за каждую выполненную кем-либо цель. При этом разрешение этих тайлов часто опять приводит к выполнению целей, которое опять запускает розыгрыш тайлов групп...
- на тайлах групп подписаны особенные локации, на которые больше никак не попадешь. Можно подумать, что это название всего региона, но нет.
- жетоны зелий переносятся с карт встреч на общую карту в закрытую. То есть цветные кружочки для выполнения целей это они и есть.
В зверятах кстати нет ничего сложного, просто они привязаны ни к конкретному месту, а к региону (или к виду территории по цвету в феодальном варианте) и победившие жетоны с них уходят в его локации.
Что прикольно, игра по сути продолжается до тех пор, пока не может больше продолжаться. То есть либо у кого-то не хватает жетонов в руке, либо не хватает карт встреч, либо разыграны все тайлы групп (самый частый вариант).
Ситуации и впечатления
Вот теперь можно перейти к самому интересному и что-то понять!
Разыгрывать карты встреч, то есть вскрывать на них жетоны — самая весёлая часть игры. Но ещё есть обсуждения в процессе.
Ситуация раз.
- Ты положил сердечко или меч?
- А если я скажу, что положил сердечко...
- То я тоже положу сердечко.
- Ага, КОНЕЧНО
Классическая ситуация — вместе положить сердечки и выиграть классно и здорово, но можно запросто воспользоваться доверием товарища, положить меч и выйти единственным победителем... В итоге, кстати, голубой игрок сам выложил на карту ещё одно сердечко. Да, так можно, и именно так и можно отправить в одну локацию сразу несколько жетонов.
Вот и оказываешься постоянно в ситуации "подожди, мне нужно подумать, как выгоднее ответить на твой вопрос..."
Ситуация два. Если никто не положит на эту карту меч, то выиграют все.
Занятная история, которая работает даже в TTS — если замешкаешься и поведешь руку с жетоном над несколькими вариантами размещения, то скорее всего будет понятно, какое зелье ты выбрал. Или же это может быть дешёвый байт. Вот такой блеф без слов.
Через пару ходов оказывается, что нужно не просто ставить жетоны, где весело, но и пытаться выбирать, какие локации тебе нужны...
Ситуация три. Да, та же карта, но на ней уже два жетона одного игрока. Наверно он всё продумал и там два разных жетона, а значит, вообще нет смысла туда соваться: если положишь меч, выиграют часы, а если положишь часы, выиграет меч...
Ситуация четыре. Бирюзовый игрок первым вложился в тайл группы с монашками и если там чёрная и белая, то это вин тысячелетия. Если зелёный игрок выложил черную, то два меланхолика победят. А если белую, то (ещё лучше) флегматики победят, а черное зелье уйдёт на соседнюю территорию.
Здорово, конечно, если ты всё продумал, вот бы ещё в руке были нужные жетоны, да?
Надо понимать, что обсуждения за столом — полезная штука, но не совсем обязательная. Игра не вынуждает общаться и обманывать, но если уж у тебя есть возможность применить сердечко, то можно и спросить, правда же? А можно в целом и молчать, и мутить свои темные делишки и на вопросы не отвечать.
"Что ты положил? Если ты ответишь, мы оба можем выиграть. А если не ответишь... то ты один выиграешь" :)
В феодальном варианте больше ощущение пасьянса и разобщенности. И просто нужно обращать внимание на другие вещи, не на локации, а на вид человеков (и не путать портреты бардов и ведьм, а то они все в шляпах).
Планшеты в феодальном варианте у всех разные.
Стоит пойти в своих рассуждениях дальше и мешать другим игрокам. И тогда выкладывание второго меча кажется не таким уж бесполезным ходом. Это, опять же, необязательно, но чтобы победить, хорошо бы не дать это кому-то сделать быстрее тебя.
Принципы игры такие изящные и даже будто знакомые, что кажется — ну где-то же такое уже должно было быть? Но примеров я не знаю. Если есть идеи — расскажи в комментариях.
Игра цепляет не только дилеммами и майндгеймсами, но и стильным оформлением с фольклорными отсылками. Локации, участвующие в раунде, вообще-то отмечаются миплами чумных докторов!
Игра действительно особенная и, надеюсь, у меня получилось хоть немного передать, почему. Предзаказ продолжается, коробку можно урвать за 2350 и в довесок получить промонабор с дополнительными планшетами и картами.
Хорошо написано, интересно и с примерами для наглядности.
А игра мне понравилась, вписалась в предзаказ в первый же день 😁