Коллекция начинающего настольщика
![Портал в мир настолок](https://nastol.io/storage/publications/images/5316/889466/conversions/zagruzheno-web.jpg)
Собираем набор настольных игр для начинающего игрока.
По мотивом поста сообщества Pro Nastolki.
Критерии отбора:
- Исходим из того, что наш новичок когда-то в жизни играл в Змеи-Лестницы и Монополию. Ну или хотя бы осведомлен о их существовании.
- Бюджет 25000 рублей.
- Нужно набрать не менее 10 коробок.
- Игры есть в наличии в магазинах.
- Демонстрируем как можно больше разных игровых механик.
Золотое трио гейтвеев
На случай, если эту статью действительно увидит начинающий игрок, походу дела поясняем некоторые игровые термины.
Гейтвей (англ. gateway - шлюз) это как раз та категория игр, которую используют опытные настольщики, чтобы подсадить на хобби новичков. Простые в освоении, быстрые, в меру глубокие. Буквально шлюз из мира кинь-двинь (те самые змеи-лестницы) и патигеймов (простых игр для компании) в мир "больших" настолок.
Здесь и далее, новые термины выделены жирным шрифтом.
Начнем с проверенной годами классики.
Я в них играл и вы будете! Игровая дедовщина. На самом деле, это действительно хороший выбор для начинающего.
Примечателен данный набор не столько демонстрацией каких-то распространённых механик, а скорее тем, что очень плавно отучает новичка от Монополии и прививает любовь к прекрасному.
1. Колонизаторы
![](https://nastol.io/storage/publications/images/5316/890267/conversions/catan_box-web.jpg)
Старый добрый Catan.
Почему номер один?
В нем есть множество привычных для монопольщика компонентов: дайсы, домики, карточки, игровое поле. Предположу, что даже незнакомый с Монополией игрок, в первую очередь, представляет себе настольные игры чем-то с полем и дайсами. И Колонизаторы оправдывают эти ожидание!
Все же любят строить домики? Вот этим и предстоит заняться. Собирать ресурсы, прокладывать дороги, строить и улучшать поселения.
![](https://nastol.io/storage/publications/images/5316/890268/conversions/kol2-web.jpg)
Из распространённых механик, Колонизаторы демонтируют, в первую очередь, модульное поле. То есть, поле не заранее нарисовано на картонке, как было в Монополии, а собирается из нескольких фрагментов в произвольном порядке.
Новое игровое поле в каждой партии!
Также новичок восторгается нетрадиционному использованию дайсов. Мы никого не двигаем, а получаем ресурсы, да еще и все игроки сразу, а не только тот, кто ходит!
Заодно знакомимся с основами еврогейма: игра на победные очки (вместо выбывания), контролируемый рандом, низкая конфликтность.
Есть один тонкий момент: для игры надо минимум три человека. Хотя, так можно сразу больше народу обработать😈.
2. Билет на Поезд
![](https://nastol.io/storage/publications/images/5316/890269/conversions/ttr_box-web.jpg)
Так вышло, что наш новичок не любит строить домики? Трудно поверить, но если вдруг это действительно так, то перед магией поездов ему точно не устоять!
Продолжаем отучение от Монополии. У нас всё еще есть поле, вместо домиков - вагончики, а от дайсов избавляемся полностью!
В Ticket to Ride нужно прокладывать железные дороги между городами на карте.
Правила даже короче, чем в Колонизаторах. Быстрые ходы, играется на двоих, и все те же плюшки еврогейма: победные очки, контролируемый рандом, низкая конфликтность.
![](https://nastol.io/storage/publications/images/5316/890270/conversions/ttr1-web.jpg)
Из новых механик - сбор сетов. Чтобы проложить дорогу, нужно собрать набор карт совпадающий по цвету и количеству с выбранным маршрутом.
В общем случае, сбор сетов означает, что для выполнения какого-то действия, нужно собрать определённый набор игровых компонентов.
3. Каркассон
![](https://nastol.io/storage/publications/images/5316/890271/conversions/carc_bpx-web.jpg)
Кажется, попадает в каждую подборку гейтвеев. И нам тоже без него не обойтись, так как он очень важен на пути отучения от Монополии. На предыдущем этапах мы полностью избавились от дайсов, а теперь избавимся еще и от поля! Вот это поворот.
Хотя поле все-таки будет, но его предстоит собирать прямо во время игры. Собственно, весь игровой процесс и состоит из выкладывания участков поля и попыток занять самые выгодные его фрагменты.
![](https://nastol.io/storage/publications/images/5316/890272/conversions/Pil_Karkasson_2022_04_s-1200x800-web.jpg)
На этом моменте Каркасон знакомит нас с одним из самых узнаваемых компонентов настолок - миплами. Это такие фигурки человечков, которые используются чтобы выполнять какие-то действия на игровом поле. В данном случае, они занимают фрагмент поля (например город или дорогу) и приносят победные очки в зависимости от размеров занятого фрагмента.
Наши новые механики на этом этапе - создание поля в процессе игры посредствам выкладывание участков, а также поверхностное знакомство с выставлением миплов и контролем территорий, к которым еще вернемся.
Пройдена только треть пути, а мы уже почти половину бюджета спустили😅
4. Пэчворк
![](https://nastol.io/storage/publications/images/5316/890273/conversions/pw_box-web.jpg)
Очень простая, даже проще предыдущих, дуэльная (то есть, только на двоих) игра.
Такая быстрая и простая, что ее можно назвать филлером. Это категория игр, которые используются чтобы сыграть партейку в перерыве между "большими" настолками, скоротать время в ожидании других игроков или разложить в дороге.
Казалось бы, зачем она нам, если мы уже играем по взрослому? Дело в том, что ей всё-таки есть, что показать нашему новичку!
Во первых, у нас больше нет общего игрового поля, даже сборного. Вместо него, участники используют персональные поля!
Второе - это основная механика игры, полимино. Такого наш новичок еще не видел. Полимино - это геометрическая фигура, образованная соединением одного или нескольких равных квадратов.
![Полимино. Легче показать, чем объяснить)](https://nastol.io/storage/publications/images/5316/890274/conversions/pols1-web.jpg)
Всю игру тем и предстоит заниматься, что покупать эти фигуры и выкладывать на персональное поле так, чтобы осталось как можно меньше пустот. При выполнение определенных условий, выложенные фигуры приносят победные очки. Кто больше наберет к концу партии - тот и победил.
Всё-таки, наверное, наш новичок уже мог видеть такое. Но не в настолке, а в видеоиграх, ведь происходящее очень напоминает Тетрис.
Полимино довольно частый гость в настольных играх. Пэчворк выбран как классический представитель данной механики, а также по причине низкой стоимости. Но всё-таки, очень хочется указать и некоторые альтернативные варинаты, так же подходящие начинающим игрокам:
- Остров Кошек. Тоже застраиваем персональные игровое поле, но с гораздо более хитрыми правилами набора очков, множеством других компонентов, механик, существенно более долгими партиями и кучей котиков. Добротная игра, но не укладывается в бюджет данной подборки.
- Картографы. Не только полимино, но еще roll-and-write. Даже дешевле Пэчворка! Но в подборку не попал потому, что впереди нас ждет другой roll-and-write.
5. Добро пожаловать на луну
![](https://nastol.io/storage/publications/images/5316/890275/conversions/moon_box-web.jpg)
Welcome to the Moon. Тот самый roll-and-write.
Продолжаем удивлять нашего новичка! Теперь тем, что будем рисовать прямо на игровых компонентах.
Представляете себе игру в лото? Ведущий достает бочонок с номером, игроки вычеркивают номер в своих билетах. Вот и получился простеньких roll-and-write на удачу.
Конечно, в "Добро пожаловать на Луну" всё несколько интересней. В роли билетиков выступают личные игровые поля, и мы также будем каждый ход открывать номерки. Но, пожалуй, на этом сходства с лото и заканчиваются.
Личные поля многоразовые, на них будем писать и рисовать смываемыми маркерами. Номерки открываются сразу по три, но из них нужно выбрать только один. К каждому номеру еще и какое-то дополнительное действие приложено.
![](https://nastol.io/storage/publications/images/5316/890276/conversions/moon2-web.jpg)
Номера надо не вычеркивать, а наоборот - вписывать соблюдая при этом некоторые правила. Если номера образуют последовательности соответствующие определенным критериям, то получаем победные очки.
В "Добро пожаловать на Луну" положили сразу восемь наборов игровых полей и у каждого свои собственные правила вписывания номеров и набора очков. Так что, по сути, получаем сразу 8 игр в одной коробке, что весьма выгодно в условиях ограниченного бюджета.
В подборку игра попала не только из-за roll-and-write, а еще и потому, что демонстрирует механику legacy или, по нашему, наследования.
Наличие этой механики подразумевает, что в игре можно сохранять прогресс, а итоги сыгранных партий влияют на последующие. Например, сделанный выбор может открыть доступ к каким-то новым игровым компонентам, закрыть доступ к старым, или повлиять на развитие сюжета.
– Что? – восклицает наш новичок, – сюжет в настолке?!
– Да, дружище! В "Луне" есть режим кампании, так что эту настольную игру можно пройти. Не ожидал такого?
Более того, тут еще есть и однопользовательский режим, в котором предстоит играть против соперника управляемого самой игрой, эдакий бот. Таких соперников принято звать Автомой (от итальянского automa - автомат).
Итого, в одной коробке мы получаем 8 игр, демонстрацию механик roll-and-write, наследования и Автомы. Хороший улов по доступной цене.
Какие альтернативы?
- Уже помянутые Картографы с полимино.
- Бумажные кварталы - предшественник Луны. Таже механика, но только один сценарий и отсутствие режима кампании.
Если хочется по полной хлебнуть механики наследований, то стоит обратить внимание на:
- Пандемия Наследие - боремся с распространением вирусов - актуальная тема. Практически прародительница механики наследования и одна из самых удачных ее реализаций!
- Зомби в школе - простеньки данжен кроулер (когда группа игроков сражается с кучей монстров). Вообще-то детская игра, но очень динамичная и по полной использует механику наследования. Даже более подходящий вариант для данной подборки, если бы только игру можно было найти в продаже.
6. Индустрия
![](https://nastol.io/storage/publications/images/5316/890277/conversions/Industry_box-web.jpg)
Индустрия. Отечественная, кстати, разработка.
Окончательно избавляемся от игрового поля! Снова. Но в этот раз по правде. Сегодня удивим нашего новичка полностью карточной настолкой.
Конечно, каждый хоть раз в жизни играл в Уно или дурака, так что, вероятно, карты это не так уж и удивительно. Но место в подборке, игра заслужила не из-за карт, а благодаря своей механике.
Индустрия - это игра на построение движка и цепочек производства.
Строить движок - значит собирать какие-то игровые компоненты дополняющие и улучшающие способности друг-друга.
Цепочки производства: добыли что-то одно, переработали во второе, соединили с третьим и получили четвертое.
В Индустрии как раз и будем производить, перерабатывать и продавать ресурсы, чтобы стать самым богатым предпринимателем.
При помощи карт. Например, одна карта дает производство металла; вторая тратит металл, чтобы добыть нефть; третья позволяет продать нефть. Вот и получили цепочку производства.
![](https://nastol.io/storage/publications/images/5316/890278/conversions/industry1-web.jpg)
Бонусом, к цепочкам производства, идет еще аукцион с помощью которого осуществляется покупка карт, но сильно на нем задерживаться не будем. Вроде и так ясно как это работает.
Теперь, когда мы обогатили нашего новичка знанием механик построения движка и аукциона, осталось только рассмотреть альтернативные варианты и можно двигаться дальше.
- Крылья - считается ныне чуть ли не эталоном гейтвеев и как раз использует построение движка в качестве основной механики. Очень красиво и богато, но сейчас игру трудно найти в продаже, а новых тиражей не ожидается.
- Этот безумный мир - еще один добротный представитель построения движков, да еще и с механикой драфта (о которой скоро поговорим). Управление империей, почти карточная Цивилизация. Но подороже и сложнее Индустрии.
7. Цитадели
![](https://nastol.io/storage/publications/images/5316/890279/conversions/cit_box-web.jpg)
Еще одна чисто карточная игра, а также частый гость подборок для начинающих игроков.
Это даже почти патигейм, которые наш новичок уже вроде как перерос. Но игра стоит внимания, так как демонстрирует механиками драфта и социальной дедукции, с которыми мы еще не сталкивались. Да и большие компании тоже надо как-то развлекать всё-таки.
Социальная дедукция - это когда нужно по косвенным признакам узнать что-то про человека с которым общаешься. Например, распознать блеф в покере или вычислить предателя в Among Us.
При драфте, игроки получают какой-то набор игровых компонентов (карт например), выбирают себе один, а остальные передают следующему игроку.
![](https://nastol.io/storage/publications/images/5316/890280/conversions/citadels_short-web.jpg)
В Цитаделях, в начале каждого раунда, драфтятся карты ролей. Вор, убийца, король, купец и так далее. У каждой роли своя способность. Купец, например, получает по монете за каждую разыгранную карту торговых кварталов, а убийца выбирают жертву и та пропускает ход.
Выбрав роли, игроки по очереди разыгрывают карты построек. Когда кому-то удается до конца застроить свой квартал, игра заканчивается и самый богатый участник объявляется победителем.
Социальная дедукция пригодится, чтобы определить, кто какую роль выбрал и не стать жертвой вора или самому вовремя подрезать богача.
В общем, в Цитаделях, по очень доступной цене, мы получаем сразу патигейм и две новые механики. Для игры требуется компания человек пять, но на то он и патигиейм.
Какие еще были варианты?
- Шериф Нотингема - симулятор таможни.
- Различные вариации на тему Мафии: Гномы Вредители, Бэнг!, Сопротивление, Spyfall.
Во всех вариантах выше есть социальная дедукция, но нет драфта. Подрафтить с новичком можно в:
- Всё том же Безумном Мире.
- Острове Кошек. Тоже уже упоминался. Кроме полимино, есть и драфт.
- 7 Чудес - почти полностью карточный симулятор градостроительства. Эталонная игра c драфтом и сбором сетов, а также отличный гейтвей. К сожалению, все игровые механики Семи Чудес уже разобраны на других примерах, так что, увы, в подборку не попадает.
8. Городишко
![](https://nastol.io/storage/publications/images/5316/890290/conversions/little_town_box-web.jpg)
Оказался в подборке за то, что в полной мере демонстрирует механику выставления рабочих.
В качестве второстепенных механик игра использует уже знакомые нам цепочки производства и выкладывание участков. Не будем на них задерживаться, перейдем сразу к главному.
Помните миплов из Каркасона? Это те самые рабочие. И видеть их в настольных играх придется часто, так как выставление рабочих - одна из популярнейших механик.
Суть ее в том, что игровое поле содержит ячейки, позволяющие выполнить какое-то действие, если отправить туда своего рабочего.
Городишко - это как раз простая и быстрая выставлялка рабочих.
![](https://nastol.io/storage/publications/images/5316/890292/conversions/lt1-web.jpg)
Игровое поле поделено на клеточки. Некоторые - дают ресурсы, другие пустые. В пустых можно строить здания позволяющие переработать ресурсы в другие ресурсы или победные очки.
Все действия в игре - строительство, сбор ресурсов, активация зданий - требуют размещения рабочего. Занятая клеточка становится недоступна другим рабочим до конца раунда, так что надо подходить к выбору ответственно. Да еще и иметь в виду, что игровое поле общее и вашу тщательно выстроенную цепочку производства вполне может активировать рабочий другого игрока.
И наша, уже ставшей традиционной, рубрика "Возможные альтернативы". Про цепочки производства уже всё сказано в контексте Индустрии, а вот выставлять рабочих очень много где можно. Выберем пару простеньких вариантов:
- Fallout Shelter - выставление рабочих в радиоактивную пустошь. Простенькая, красивая игра с хорошо известным сеттиногом, но неоправданно дорогая.
- Lords of Waterdeep - простая и в меру глубокая. Прямо таки, я бы сказал, золотая середина среди настолок по сложности/глубине/времени партии. Шикарно оформлена, использует сверхпопулярный сеттинг. Заходит и как гейтвей, и как полноценное времяпрепровождение. Очень бы хотелось включить в подборку как полноценного участника, но у игры нет (и не предвидится) локализации и ее очень трудно найти в продаже.
9. Тираны Подземья
![](https://nastol.io/storage/publications/images/5316/890291/conversions/tyrants_box-web.jpg)
Игра уже немножко за пределами гейтвеев. Но, если подготовка шла последовательно, то к этому моменту наш новичок уже вполне готов к выходу в мир "взрослых" настолок.
И все-таки, не смотря на несколько мрачноватый внешний вид, Тираны - это игра простая.
![](https://nastol.io/storage/publications/images/5316/890295/conversions/tyrants1-web.jpg)
Вот тебе игровое поле.
Видишь на нем регионы выделены? Захватывай!
Как? Войска отправляй.
Зачем? Чтобы победить! Если твоих отрядов в регионе больше, чем чужих, то регион приносит прибыль и победные очки.
Это мы сейчас, кстати, познакомились с контролем территорий. Одна из двух популярнейших игровых механик, представленных в Тиранах Подземья.
Чтобы куда-то отправить войско, нужно разыграть карту, позволяющую выполнить соответствующее действие. Вот и до второй важной игровой механики Тиранов добрались.
Колодостроение. Все действия в игре выполняются с помощью карт. Некоторые приносят ресурсы, другие позволяют управлять войсками, третьи дают манипулировать другими картами (выводить их из игры или обменивать на победные очки) и еще многое другое. Карты могут сочетать сразу несколько действий или требовать выполнения каких-то условий для применения.
Все участники начинают с одинаковыми колодами базовых карт. В процессе игры, колоды модифицируются путем покупки новых и удаления ненужных карт, в результате чего приобретают какие-то уникальные особенности.
Каждый ход игрок получает только несколько карт из своей колоды, сыгранные карты отправляются в личный сброс. Если колода опустела, то сброс перемешивается и из него формируется новая.
Колоду следует собирать таким образом, чтобы увеличить вероятность получения полезных карт, а так же следить за тем, чтобы карты дополняли друг-друга и давали разыгрывать комбинации, существенно влияющие на игровую ситуацию.
Благодаря отличной реализации механики колодостроения, динамичному и неперегруженному игровому процессе, Тираны и оказались в подборке.
О чем стоит предупредить новичка, так это зашкаливающая конфликтность. Механика контроля территорий в целом, и дизайн игры в частности, подразумевает постоянную ожесточенную борьбу.
Сеттинг, то самое затираненное Подземье - часть Forgotten Realms, известного даже за пределами настольного и ролевого сообщества благодаря таким местам как Baldur’s Gate, Neverwinter и Waterdeep.
Рассказывать про Тиранов можно долго, на так как главное - механику колодостроения - мы разобрали, перейдем уже к альтернативам:
- Из колодостроения можно порекомендовать Долину Торговцев. Простая, быстрая, дешевая.
- Восьмиминутная империя. Тоже очень простая и быстрая (буквально 8 минут на участника) игра на контроль территорий. В паре с Долиной Торговцев, могла бы заменить Тиранов в подборке, но, к сожалению, уже давно отсутствует в продаже.
- Small World - классика контроля территорий с веселым оформлением, но без колодостроения.
На что потратить оставшуюся от бюджета полторашку? Еще много распространенных механик осталось за бортом. Очень хотелось бы показать какой-то кубомет (игру с бросками кубиков в качестве основной механики), данжен кроулер, кинь-двинь за который не стыдно... но остановимся на, пожалуй, последним, чем еще можно удивить нашего новичка.
10. Запретный остров
![](https://nastol.io/storage/publications/images/5316/890293/conversions/fs_box-web.jpg)
Думал уже всё повидал, новичок?
Получи-ка кооп! Теперь, чтобы отдохнуть после зашкаливающей конфликтности Тиранов Подземья, все участники играют в команде.
Простая, но пожалуй, не менее беспощадная, чем Тираны, игра. Ну теперь зато никто не уйдет обиженным - страдать всем вместе придется.
Так что из себя представляют кооперативные игры? Участники сообща пытаются достичь условия победы. Выигрывают или проигрывают все вместе.
Конкретно в этой игре, надо добыть несколько таинственных артефактов и успеть покинуть Остров, до того как он уйдет под воду. Добываются артефакты путем уже знакомого нам сбора сетов.
![](https://nastol.io/storage/publications/images/5316/890294/conversions/fb1-web.jpg)
Каждый ход игроки выполняют по несколько действий, после чего определяется, какая часть острова подверглась затоплению. Успели - выиграли, кто-то утонул - проиграли.
Звучит очень просто и от части это действительно так. То есть, правила у игры очень простые и понятные, но достичь поставленной цели, скорее всего, удастся далеко не с первой попытки.
Остров будет раз за разом, без всякой пощады, топить игроков или важные для достижения цели места. Раза с десятого, если удастся учесть все ошибки, по максимуму использовать способности персонажей, доступные ресурсы и при некоторой доли удачи, возможно, остров и удастся покинуть живыми.
В общем, не стоит настраиваться на спокойное времяпрепровождение в кругу семьи. Запретный Остров и кооперативные игры в целом - это способность просчитывать последствия, подстраиваться под стремительно меняющуюся условия и грамотно управлять ограниченными ресурсами. Кризис менеджмент, короче.
Остров, возможно, не самая глубокая кооперативная игра, но зато простая, есть в продаже и укладывается в наш бюджет.
Альтернативные варианты:
- Пандемия. Тот же кооператив со сбором сетов. По сути, Остров - это лайт версия Пандемии.
- Другие игры запретной серии: Пустыня, Небо, Джунгли.
- Зомби в школе. Уже упоминалась, но и здесь это тоже хороший и уместный выбор. Проще и веселее Острова, точно была бы в основной подборке, если бы можно было отыскать в продаже.
Бюджет
Надеюсь, теперь наш абстрактный новичок крепко сидит на крючке и дальше будет вкладываться в хобби сам. Нам же, мероприятие по отучению от Монополии, обошлось в...
- Колонизаторы - 3990 р.
- Билет на Поезд - 3990 р.
- Каркассон -1490 р.
- Пэчворк - 1190 р.
- Добро пожаловать на Луну! - 2890 р.
- Индустрия - 1990 р.
- Цитадели - 990 р.
- Городишко - 2290 р.
- Тираны Подземья - 4490 р.
- Запретный Остров - 1390 р.
...24700 рублей.
Пардон, уважаемые😅! Пока заметка пылилась в черновиках, цены опять выросли и Индустрия стала стоить уже 2490. Исправлять не буду. Остатки предыдущего тиража еще можно найти по старой цене.