Классическая стратегическая "матрёшка" - Замки Бургундии.
Стефан Фельд был одним из первых известных разработчиков, о которых мне довелось услышать, когда я еще только начинала исследовать мир современных настольных игр. К его творениям относились как ко всем известному "существу" – математически точным хардкорным евро, которые в шутку называли «салат с очками» или "Paint salad". Игры авторства Фельда зачастую сухие, но интересные; словно математические, но заслуживающие уважения и признания. Замки Бургундии далеко не сразу привлекли моё внимание. Об этой игре в моём окружении говорили так же пафосно, как если бы Шекспира подавали старшеклассникам: «да, это сухое и непонятное, но о содержании обязательно важно знать!».
По рекомендации близкого друга, я всё-таки решила попробовать такие известные Замки Бургундии.
Продолжительность партии: 60-180 минут, 2-4 игрока, 12+
Много говорилось о пасторальном виде игры, но лично я действительно не имею ничего против. Я думаю, что у Бургундии приятный внешний вид, который соответствует её смутной сельской французской теме. Оформление ненавязчиво, а вся иконографика четко представлена. Некоторые люди могут признать, что «Замки Бургундии» сделаны грамотно, но искренне не понимают, почему я нахожу их такими захватывающими и по своему красивыми.
Каждая часть игровых механик имеет смысл и демонстрирует гениальную математическую симметрию. Всего пять раундов по пять ходов в каждом. Всего 25 действий на всю игру. На каждом ходу каждый игрок использует два кубика для выполнения действий. Перед каждым ходом первый игрок бросает дополнительный кубик, чтобы отправить один из шести открытых в левом столбце на игровом поле товаров в одно из шести предназначенных мест на том же игровом поле. Вокруг места перемещения товаров расположено несколько шестиугольников. Вы будете использовать их, чтобы заполнить свою Вотчину на личном планшете игрока. Размещая эти шестиугольные тайлы, вы зарабатываете очки.
Как именно вы укладываете тайлы? Сначала вам нужно получить шестиугольник с основного поля, потратив один из своих кубиков. Это действие отправляет строение в запас на вашем планшете. Затем вы тратите еще один кубик, чтобы разместить тайл (Строение) из запаса на своей Вотчине в соответствии с цветом фигуры и гранью потраченного вами кубика.
По сути, это все. Бросьте два кубика, потратьте их, чтобы получить и разместить гексы. Сделайте это 25 раз, и все готово. Есть Серебряные монеты или Самородки, которые вы можете приобрести, чтобы купить дополнительные гексы в специальной области игрового поля, именуемой "Чёрным рынком". Также вы можете накапливать «рабочих», которые позволяют вам манипулировать кубиками, прокручивая их грани на плюс и минус один.
Из этой простой предпосылки происходит ряд интересных взаимодействий. Например, в области Вотчины располагаются разного размера регионы с разным расположением шестиугольников, разного цвета. Это важно, потому что вы можете размещать новый гекс только рядом с тем, который уже был размещен вами ранее на личном планшете, а также потому, что очки начисляются за завершение регионов на доске, то есть автономных участков одного цвета.
Заполнение регионов очень важно из-за того, как они оцениваются. Более крупные регионы приносят больше очков, но в зависимости от того, в каком раунде вы завершите регион, дается бонус в размере 2–10 очков. Большая часть стратегии вращается вокруг того, чтобы испытать удачу. Часто возникают мысли: "Потратить ли мне двух рабочих, чтобы получить эти дополнительные два очка сейчас, или использовать свой кубик для полезного, но не мгновенного хода, приносящего очки, в надежде, что кубик ляжет правильной гранью, необходимой для завершения региона в следующем раунде?"
В игре, где окончательные результаты могут легко превысить 200 победных очков, разница в 2 очка от раунда к раунду не кажется такой уж большой, но по ходу игры эта разница накапливается.
Выигрыш может быть особенно впечатляющим, а наблюдение за тем, как фишки игроков мчатся по трассе перегоняя друг дуга - весьма захватывающий процесс.
Каждый из шести цветов гексов дает уникальные эффекты и бонусы, при размещении. Желто-коричневые здания и зеленые замки обычно дают вам особую силу, равную одному кубику (дополнительное действие).
Например:
- Одно здание позволяет вам немедленно разместить на поле другой гекс без использования кубика.
- Другие позволяют вам брать гексы определенного цвета с основного поля или продавать товар одного типа.
- Замки просто дают вам свободу действий, все, что вы захотите.
На светло-зеленых плитках фермы изображены разные группы животных, и они имеют самый большой потенциал очков, поскольку каждый раз, когда вы размещаете одну из них в какой-либо регион, вы получаете очки, равные общему количеству животных этого типа в данном регионе. У вас на личном планшете есть большая ферма размером 5 гексов. Заполнив этот участок животными, вы непременно пролетите вперёд всех на треке счета. Но и у всех остальных также есть искушение попытаться заработать на животных. Даже если они этого не сделают, они точно будут знать, какие тайлы вам необходимы для успеха. Думаю, что ваши друзья будут рады разрушить все ваши планы.
Конечно, вы можете избежать этого, выбрав порядок хода, который контролируется с помощью размещения гексов Кораблей. Они позволяют вам опередить своих противников по шкале Приоритета, а также позволяют собирать товары, которые накапливаются каждый ход на игровом поле.
Тем не менее, плитки Ферм и Кораблей не имеют четкого преимущества действия силы «одного кубика», как плитки Городов и Замков, поэтому, если вы выберете исключительно их, вы в конечном итоге разместите меньшее количество гексов, что означает меньшее количество завершенных регионов, а следовательно, меньшее количество очков из этих регионов.
Желтые тайлы Знаний дают своего рода Пассивный бонус или Бонус на конец игры. Размещение таких плиток может сделать ваших рабочих более могущественными, дать бонусы за доставку товаров или дополнительные очки за строительство определенных типов зданий. Определенный жёлтые плитки могут быть более полезными в начале игры и относительно бесполезными в конце. Точно так же серые тайлы Шахт невероятно ценны в начале игры, поскольку они обеспечивают пассивный доход в виде серебра, которое в количестве двух позволяет купить один тайл на центральном «черном рынке», но в последнем раунде они совершенно бесполезны, потому что уже слишком поздно получать прибыль от серебра, которое они обеспечивают - вы уже не сможете её истратить.
Типов Зданий много, и они помогают вам экономить совершаемые действия, но в остальном они бесполезны, если не используются для завершения региона. Фермы сами по себе - внутриигровое испытание удачи, часто имеющее серьезные последствия. Соблюдение порядка хода может стать взаиморазрушительным перетягиванием каната между игроками, желающими совершать ход первым.
Будьте готовы к тому, что вы не сможете сделать всего, что запланировали. Но поскольку в игре присутствует множество различных действий, вы можете проявлять тактическую гибкость и использовать то, что дают вам кубики во благо разными способами. В Замках Бургундии одновременно присутствуют и гнетущее напряжение и лояльная гибкость.
Победитель одержит победу с явным перевесом, благодаря качественной игре и просчёту на протяжении всего процесса. Несмотря на то, что Бургундия в основе своей - это игра в кости, вы редко будете чувствовать, что рандом (случайность) стал причиной вашей неудачи или успеха.
Кубики дают вам несколько доступных вариантов действий, а вам нужно распределить свой ход, исходя из этого постоянно меняющегося пространства решений. Кубики здесь предназначены не для того, чтобы наказать вас случайностью, а для ограничения объема вашего анализа. Принятие правильного решения одновременно неочевидно и просто. Вы можете легко вычислить потенциальное количество очков за данный ход благодаря простым расчетам, но вы также имеете дело с туманными концепциями гибкости решений в будущих ходах и неопределенностью того, как поведут себя кубики и ваши оппоненты.
Таким образом, «Замки Бургундии» вписываются в идеальную евро-стратегию средней сложности. Каждый ход представляет собой двухэтапный быстрый процесс, что гарантирует отсутствие длительного даунтайма. За всю игру на одного игрока приходится около 30 минут общего времени.
Игра дает вам немного возможностей для создания помех и метания палок в колёса другим игрокам (что более важно в игре на двоих), потому что даже кража одного тайла в нужный момент может существенно склонить чашу весов в вашу пользу. В то же время это не обязательно. Что превращает Бургундию в неконфликтную игру. Каждый застраивает свою Вотчину на своём маленьком личном планшете и прекрасно проводит время, словно бы разгадывая головоломку.
В конечном счете, Замки Бургундии — вполне самодостаточная игра. Каждая часть игрового процесса одновременно кажется уместной и необходимой. Все механизмы складываются, словно матрёшка, и в результате вы получаете приятную симпатичную классику, которая располагает своей простотой и широкими возможностями!
Always here for you, MaraKramar