Во славу Рима от изд. Фабрика игр.
Мартовские иды* прошли... Как и предсказывали приметы, Цезарь был убит. Он пал замертво на мрамор Сената, получив 23 ножевых ранения, что были нанесены заговорщиками.
Граждане Рима восстают. Империя висит на волоске. Маркус Антониус берет на себя роль миротворца. Вместе с Гаем Октавием и Эмилием Лепидом он формирует новый триумвират и назначает заговорщиков префектами, давая им амнистию за их преступления. Вражда на данный момент утихает.
Однако единство их хрупко. Каждый член триумвирата хочет одержать победу — построить собственную Империю, развить торговлю и сельское хозяйство ради собственной выгоды, завоевать влияние в Сенате и отомстить убийцам Цезаря. Распри заставят некоторых строить козни против своих соперников, а вера наставит их строить памятники богам.
Независимо от того, какой путь изберет для себя каждый, лишь один удостоится стать Императором или Императрицей новой эпохи Рима.
В настольной игре "Во славу Рима", локализованной издательством Фабрика игр, игрокам предстоит развивать назначенные им провинции, воздвигая сооружения на крутящемся игровом поле и построить свою стратегию, сбалансировав военную, торговую, политическую и религиозную сферы древнего мира, заплетая заговоры против своих соперников. Действие настольной игры разворачивается в Риме 44-го года до нашей эры. Станьте новым императором Рима в этой масштабной евро-стратегии с механикой выставления рабочих!
В "Во славу Рима" (Age of Rome) каждому игроку назначается Лидер (герой/персонаж) с соответствующим личным планшетом, затем раздаются секретные квесты и стартовые ресурсы в виде Денариев, Последователей и Легионов (рабочих) и индивидуальные комплекты различных жетонов. Игра проходит в девять раундов, каждый из которых игроки взаимодействуют с вращающимся игровым полем, соревнуясь и зарабатывая очки Славы.
Заработать очки Славы можно самыми разными способами: построением зданий, назначением Последователей для голосования с целью получения большинства, отправкой Легионов на завоевание регионов, торговлей или сбором ресурсов, а также созданием Пантеона! Выполненные секретные квесты также приносят очки Славы. После 9-го раунда игра заканчивается. Определяется окончательный счет, и игрок, набравший наибольшее количество очков Славы, объявляется новым Императором Рима.
При подготовке к игре, игровое поле располагается в центре стола, а вращающаяся доска провинций устанавливается так, чтобы каждый игрок находился перед одним из квадрантов. Диск населения для каждого квадранта устанавливается на значение 1. Прозрачные тайлы Зданий и части Пантеона помещаются в запас, рядом с игровым полем. Игроки выбирают личный планшет Персонажа, и выполняет индивидуальную настройку частей Легионов, Славы, Голосов и прочих ресурсов, которую предусматривает каждый из них. Затем каждому игроку раздаётся по 3 карты квестов, из которых сохраняются только две и сбрасывается одна на выбор.
Каждый игрок начинает игру как минимум с 1 очком славы. Сам трек Победных очков (ПО), по сути, начинается с единицы, и опуститься ниже данного значения невозможно. В игре отсутствует возможность отрицательного счёта, то есть никакие ваши действия или события в игре не смогут привести вас к падению количества ПО меньше единицы. На треке ПО вы найдёте Контрольные точки на значениях 5, 12, 21 и 30 — пересекая их, игроки будут получать по одному дополнительному Последователю. Первая Веха (Контрольная точка) на уровне 5 фиксирована, но все остальные будут перемещаться на одну клетку ниже каждый раз, когда какой-либо игрок её пересекает. (Первый человек, набравший 12 ПО, пересекает Контрольную точку, маркер Вехи перемещается ниже. Теперь следующему игроку понадобится набрать только 11 ПО, чтобы получить дополнительного Последователя.
Каждый раунд состоит из 4 фаз:
1) Фаза Планирования – разыграйте карту События и наградите бонусом того, кто его заработал. Карта События также расскажет вам, в каком направлении пойдёт игра в этот ход, а также как повернется доска на игровом поле в конце раунда. Далее игроки могут активировать любые ранее размещенные жетоны Вражды в любой провинции противника или, если таковой отсутствует, поместить его с личного планшета на любой квадрант, чтобы активировать его в один из следующих ходов. Если жетон Вражды активируется кем-то из игроков, он выполняет одно из трех действий, указанных в столбце слева на Личном планшете. Каждый планшет содержит два основных действия, и одно уникальное третье действие.
2) Фаза Строительства – каждый игрок может строить здания в секторе перед собой. Всегда, без исключения, строится только следующий уровень того же типа здания, который предназначен для данного строения. Стоимость постройки следующего уровня и награда в виде ПО напечатаны как на самом игровом поле для первого уровня строения, так и на прозрачных тайлах зданий для каждого последующего уровня. Один уровень строения увеличивает численность населения на счётчике квадранта на единицу. Сдвигая счётчик Вы так же увидите на нем не только текущее население, но и потенциальные бонусы, которые вы получите, выбирая Двойной доход на более поздних этапах игры. У каждого типа здания есть 3 возможных уровня, и первый игрок, который первым построит здание 3-го уровня каждого из 5 типов, получает жетон медали, каждый из которых дает обладателю особую, уникальную способность.
3) Фаза Действия – поместите Последователей на ход: они могут идти по клеткам Зданий или ячейкам в своем регионе. После того, как вы разместите Последователей, воспользуйтесь занимаемым местоположением. При размещении на Зданиях действует ограничение на количество Последователей: оно должно соответствовать уровню Здания. В зависимости от типа здания, на которое вы разместили своего Последователя, выполните действие:
Военные постройки — переместите Легион со своего поля в регион Битвы или переместите войско из одного региона Битвы в другой. В конце игры начисляются ПО в зависимости от доминирования и численности войска в каждой области. Игроки с равной численностью не зарабатывают ПО.
Политика – поместите маркер Голоса в верхнюю часть колонны для голосования. Единовременно колонна(стопка) может содержать только 5 голосов. Как только в неё размещается 6-й маркер Голоса, самый нижний голос удаляется и возвращается своему владельцу. Игрок, разместивший 3 жетона Голоса подряд, получает бонус, равный 2 ПО.
Торговля – вытянете Торговую карту. Такие карты всегда можно продать за 1 Динарий. Собрав сет (набор) из трех карт одного типа, можете разыграть их под личный планшет. Сеты карт принесут ПО в конце игры, но каждый игрок имеет право разыграть только 3 сета за партию. Также можно разыграть одну карту Торговли, чтобы применить её эффект (после чего карта сбрасывается). На каждой карте указано, в какой момент её можно разыграть. Лимит руки не более 5 Торговых карт. Если вам в руку в начале игры попадает карта Якоря, она остаётся в вашей руке, сокращая её лимит, до той поры пока не получите игровой эффект, позволяющий сбросить данную карту.
Религия - Постройте часть своего Пантеона. Для построения целого Пантеона на личном планшете необходимы 3 прямоугольные части основания и 4 многоугольные верхние части. Некоторые из них находятся в вашем личном запасе, другие — в общем запасе. Части Пантеона из общего запаса приносят некоторые бонусы: чем раньше их забирают, тем больше бонусов они приносят.
Фермерство - Зарабатывайте денарии в количестве, определяемом текущим игровым раундом. Счетчик раундов на игровом поле подскажет вам, сколько денег (от 1 до 5 денариев) вы заработаете.
Колизей — получите 1 ПО; на данной территории нет ограничений на количество размещаемых Последователей.
В конце фазы, когда все игроки разыграли своих Последователей, все они, бонусные маркеры и использованные жетоны возвращаются на личные планшеты игроков.
4) Фаза дохода – соберите доход с вашего текущего региона. Вы можете брать по 1 денарию с единицы населения. Вы можете выбрать двойной доход, но в этом случае вы должны опустить свой маркер Славы на значение штрафа, указанного на диске населения. Если в результате уменьшения счёта вы проходите мимо Контрольной точки, вы НЕ теряете и НЕ получаете дополнительного Последователя. После того, как все игроки получили доход, игровое поле вращается в соответствии с указаниями карты Событий, открытой в начале хода. Переместите маркер счётчика раундов на игровом поле.
По истечении 9-го раунда игра заканчивается и игроки приступают к подсчёту Очков Славы или ПО. Игроки накапливают очки в следующих областях:
1) Очки славы, набранные во время игры уже указаны на треке.
2) Поле битвы — проверьте 3 региона на игровом поле и определите выполнено ли условие победы (общее количество войск должно превышать количество, указанное на щите); если условие выполнено, то очки Славы начисляются игрокам в зависимости от ранга и численности войск. Не забывайте, что игроки с одинаковым результатом сохраняют свою позицию, но не получают ПО!
3)Политика — наберите 1/2/5/3/6 за лучший/2-й/3-й/4-й/нижний голос в конце игры.
4) Торговля — получите ПО за сеты карт различных типов(от 3 до 6 очков).
5) Религия – очки за части вашего Пантеона (от 1 до 4 очков за часть).
6) Квесты — получите ПО, если вы удовлетворили условиям на картах квестов, которые получили в начале игры.
7) Денарии – 1 ПО за каждые 4 денария в конце игры (1 за 3, если вы обладатель медали Религии).
Побеждает игрок, набравший наибольшее количество Очков Славы (Победных Очков). Ничья прерывается в пользу игрока, у которого осталось больше всего денариев.
Мои мысли об игре.
"Во славу Рима" — довольно комплексная игра, в которой нужно учитывать множество разных вещей. В ней есть много разных способов набрать очки, вот только вы не сможете везде поспеть, но вам необходимо выяснить, как максимизировать свои усилия, и здесь это вызывает некоторые сложности.
Игра развивается медленно, вы начинаете только с одним рабочим, что означает возможность лишь одного действия на соответствующем этапе. Постепенно вы будете получать новых Последователей, и игра будет набирать обороты. Существует хороший механизм наверстывания упущенного, как бы подгоняющий отстающего игрока, что и выделяет данную игру из многих других евро: три контрольные точки сами движутся навстречу отстающим каждый раз, когда кто-то их пересекает. Этот механизм помогает предотвратить критический разрыв и ситуацию безудержный победитель/в щепки проигравший.
Мне нравится, что все Лидеры (Персонажи) имеют немного разные стартовые позиции и компоненты. В свою очередь, это дает игрокам некоторое мягкое направление в построении стратегии и понимание того, как вести игру, но ни в коем случае не диктует ход игры, оставляя свободу действий и выбора тактики. В одной игре мне досталась Юния Секунда – у которой наименьшее количество легионов; но, несмотря на это, мне все же удалось набрать очки, заняв два вторых места в военном зачёте. При этом, безусловно, не лишним будет опираться на те области игры, в которых у вашего Лидера есть сильные стороны.
Игра управляется вращающейся доской, и при её вращении происходит много интересных эффектов. На протяжении всего игрового процесса вы должны осознавать, в какую сторону будет двигаться доска, чтобы попытаться предвидеть, с чем вам придется иметь дело в следующем раунде.
Знать, куда будет вращаться доска, очень важно. Ваши действия могут повлиять на ход следующего игрока. Вам также следует уделить внимание сектору, который вы получите в следующий ход, и стараться планировать свои действия наперёд, если это возможно.
В игре "Во славу Рима" действительно сложно предсказать победителя, потому что практически всё в игре приносит победные очки, вряд ли кто-то захочет тратить время и силы на отслеживание того, какие очки кто-то может набрать (тут за своими бы уследить)). Кроме того, военная ситуация довольно нестабильна, поскольку в последние несколько раундов войска могут быть размещены и перемещены так быстро и неожиданно, что ситуация на поле битвы кардинально поменяется. Квесты остаются скрытыми, вы никогда не можете быть уверены, сколько очков получат игроки за их выполнение в конце игры!
Правила — достаточно толстая книжка — в ней 32 страницы. Но не беспокойтесь – в этой книге МНОГО иллюстраций, примеров и атмосферного текста. Почти в каждая часть правил имеет иллюстрированный пример, а двусторонняя Памятка, положенная каждому игроку, хорошо подводит итог хода и облегчает счет, отображая все мелочи, которые вам нужно упомнить.
Компоненты – мне нравится художественное оформление этой игры. Игровое поле очень приятное, да и я большая поклонница вращающейся доски. Единственный минус - постоянно прокручивающиеся счётчики населения, заставляющие считать количество тайлов зданий каждый раз после движения доски. Прозрачные акриловые тайлы Зданий - отдельный восторг! Благодаря их прозрачности и иллюстрации "постепенной застройки" вы наглядно и в ощущении чувствуете, как развивается регион, когда он обрастает размещаемыми последовательно друг на друге тайлами Зданий.
Большинство вещей в игре работают хорошо, но все же кажется, что ее нужно немного доработать. В своих партиях у меня регулярно создается впечатление, что игроки стараются избегать строительства частей Пантеона, поскольку их очень легко уничтожить с помощью некоторых действий. Конечно, при тщательном планировании вы можете построить полный нижний уровень Пантеона и сохранить его в безопасности, но это потребует много энергозатрат.
Тематически оформление кажется римским, но сама игра — стандартное евро. Например, вы размещаете «армии» на трех территориях на поле битвы, но боевых действий не происходит. Это просто элемент с большинством на занимаемой территории. Вы «голосуете» в центральной колонке, но это голосование ничего не решает — такой же элемент с большинством на территории — просто в другой части доски, отдельном «армии».
Игра может длиться достаточно долго, у меня еще не случалось партий длительностью менее 90-120 минут. Хотя на коробке написано 60+... Если бы закончить эту игру за час действительно было бы возможным, было бы здорово. Так как, я считаю, глубина игрового процесса здесь не стоит такого количество затраченного времени, но она невероятно красивая и шедеврально исполненная, что делает её действительно достойной коробочкой для любой коллекции.
Always here for you, MaraKramar
_____
*И́ды - в римском календаре так назывался день в середине месяца. На 15-й день месяца иды приходились в марте, мае, июле и октябре; на 13-й — в остальных восьми месяцах. После реформы календаря Юлием Цезарем связь между длиной месяца и числом, на которые приходятся иды, была утеряна.