Гайя (которая не "проект")))
В настольной игре "Гайя" игроки берут на себя роль всемогущих создателей мира, строящих царство, состоящее из шести различных биомов: болотных земель, пустынь, равнин, лесов и океанов. Цель игры — стать первым игроком, который избавится от всех своих рабочих. Достаточно просто, не так ли? И на самом деле игра довольно проста. Однако, хотя в случае Гайи простота не означает скуку. Напротив, кажущаяся простота Гайи является её величайшим достоинством.
Продолжительность партии: 30 минут, 2-5 игроков, 8+
Каждый игрок начинает игру с двумя картами Природы, одной картой Жизни и пятью миплами выбранного цвета. Остальные карты составляют колоды.
Карты Природы, на которых изображен каждый из шести типов биомов, кладутся стопкой лицевой стороной вниз. Затем три карты переворачиваются лицевой стороной вверх. Это Рынок карт Природы.
Карты Жизни, на которых изображены Города или Запас еды, также складываются стопкой лицевой стороной вниз; однако здесь только две карты выкладываются лицевой стороной вверх, формируя Рынок.
В игре также есть различные карты целей, определенное количество этих карт выложено на столе, причем больше игроков, тем больше количество выложенных карт целей.
Наконец, вы отыщите множество тайлов Земли, соответствующих типам биомов, представленным на картах Природы, причем некоторые типы тайлов встречаются реже, чем другие, и они конечны. Данные тайлы располагают стопками по биомам в пределах легкой досягаемости каждого из игроков.
В свой ход каждый игрок может выполнить два действия:
1) вытянуть карту из массива колоды
2) разыграть карту (для размещения соответствующего тайла/для размещения животных на тайле соответствующего типа/для размещения города на плитке соответствующего типа).
Первое действие, думаю, не требует развёрнутого пояснения, достаточным будет упомянуть: игрок может вытянуть карту для дальнейшего использования в игре или с рынка, или верхнюю из колоды; однако ни один игрок не может иметь в руке более шести карт одновременно.
Розыгрыш карт. Игроки могут разыграть карту Природы, представляющую любой тип земли, при условии, что стопка доступных тайлов для этого типа земли еще не иссякла. После того, как карта разыграна, она кладется перед игроком, а тайл вытягивается из резерва и помещается в общую игровую зону рядом с ранее размещенной плиткой.
Игрок также может разыграть карту Жизни, на которой указан тип животных, и положить четыре жетона животных (олени на место земли, рыба на место воды) на плитку соответствующего типа.
Если игрок разыгрывает карту Природы или Жизни, которая создает завершенный набор, соответствующий открытой и доступной карте цели, тогда этот игрок должен взять одного из своих рабочих и поместить его на соответствующую карту цели. Теперь эта цель достигнута и другой игрок не может размещать своего рабочего на этой цели.
Последний вариант розыгрыша карты составляет сердце и душу игры. После того, как несколько необходимых городу типов тайлов выложены на поле, игроки могут разместить карту города, взятую из колоды Жизни, при условии, что выполнены хотя бы два граничных условия тайлов, а затем заселить одного из своих рабочих в этом городе. Внизу каждой карты Города находятся четыре значка. Эти значки показывают типы земель, которые должны окружать город, чтобы его граничные условия были соблюдены. На этих картах можно встретить значок еды. Это означает, что тайл, на котором расположен город, должен граничить с тайлом, на котором разыграна карта еды с жетонами на ней..
Однако другие игроки могут дополнить ранее размещенные требования города, поместив рядом с ним плитку, отвечающую одному из невыполненных условий города, получив право заселить в этот город еще и своего рабочего. Игроки также могут исчерпать требования к ранее размещенному городу, поместив карту города на одну из плиток, которая ранее соответствовала условиям города, вызывая удаление подданных или удаление городских карт, в зависимости от количества оставшихся граничных условий после размещения нового города.
Кроме того, в начале хода каждого игрока, у которого есть миплы в городе, который зависит от условий еды, жителей этого города необходимо накормить, удалив один жетон еды (каждая карта вначале содержит четыре жетона еды) с соседних тайлов. Если вы не можете накормить рабочих, они выселяются из города.
Игра продолжается таким образом до тех пор, пока один из игроков не поместит своего последнего мипла в город или на карту Цели. Этот игрок и объявляется победителем по окончании игры.
Так как издательство Эврикус локализовало игру сразу с дополнением, включив его в базовую коробку с игрой, то в внутри вы найдёте еще и карты Стихий с красной рубашкой. Подробнее о них рассказывается отдельно, в пункте Расширенные правила на последних страницах правил игры.
Дополнение привносит в игру возможность вырвать контроль над городом у другого игрока, возможность заселить второго мипла в город, удовлетворив все потребности города в его границах... или вы сможете разыграть карты особых способностей, такие как торнадо, вулканы, землетрясения и другие стихийные бедствия, чтобы добавить больше взаимодействия с игроком и изменить условия или конфигурацию доски. Например трансформировать пустыни в равнины и равнины в болота с помощью карт Дождей. А с помощью карты Засухи вы сможете проделать то же, но в обратную сторону!
Впечатления и личное мнение.
Любая оценка качества и привлекательности игры должна начинаться с компонентов, а конкретно с общего исполнения и внутриигрового оформления. Миплы, тайлы и карты, хотя и отличного качества, довольно стандартны, на стилизованную графику приятно смотреть. Изображения, цвета и линии вызывают какую-то ностальгию и бесконечное умиротворение. Хотя все тайлы каждого типа Земли в основном одинаковы, детали, нанесенные на каждый тайл, создают различные между собой очаровательные вариации пейзажей. Более того, каждая из карт Городов поистине уникальна и отражает архитектурные стили различных культур в легком и причудливой манере сказочного сборника рассказов. Более того, графический дизайн четкий и привлекательный, каждый значок легко различить.
Однако то, что на игру интересно смотреть, не означает, что в нее интересно играть, к счастью, "Гайя" абсолютно точно опровергает данное утверждение. Игровой процесс достаточно сложен, игра абсолютно точно обеспечивает осмысленный и разнообразный геймплей. При всём этом его достаточно легко понять после изучения достаточно кратких и хорошо написанных правил. Даже новички могут легко понять основную механику игры после нескольких раундов без особой помощи и быстро начать самостоятельно совершать достойные и хитрые ходы.
В настольной игре "Гайя" присутствует здоровая доля взаимодействия между игроками, поскольку игровой процесс для каждого происходит в едином развивающемся мире. Этот аспект игры также можно существенно расширить, добавив карты Стихий. Однако в эту игру можно играть и в менее конфронтационной манере, что повышает ее универсальность, поскольку, по крайней мере, по моему опыту, маленькие дети часто недовольны тем, что во время игры на них нападают другие.
В этой игре замечательный баланс. Такие вещи, как лимит руки, потребность в кормлении своих жителей и распределение карт и тайлов, делают решения, принимаемые игроками, более сложными и тактическими. По крайней мере, я надеюсь, что это правда, потому как лично мне порой приходилось хорошо подумать, прежде чем принимать решение на свой ход.
Включение карт Стихий, привносящих ряд особых способностей действительно обеспечило мне удовольствие от этой игры. Хотя описанная выше базовая игра сама по себе достаточно увлекательна, дополнение только улучшает игровой процесс, обогащая его.
Я очень впечатлена элегантностью геймплея и балансом Гайи. Играется она достаточно быстро, и ход редко занимает больше минуты, что делает эту идеальным вариантом быстрой и несложной семейной игры или же филлера, что скрасит времяпровождение между масштабными и сложными партиями, станет красочной, так сказать, "разминкой". Более того, кажется, что она нравится довольно широкому кругу игроков, и хотя "Гайя" ярче всего раскрывается при игре на 4-5 игроков, она является достаточно приятной и конкурентоспособной дуэльной игрой. В общем у этой игры есть все возможности появляться на вашем столе чаще, чем вы могли бы ожидать.
Always here for you, MaraKramar