Ганзейский союз. Полное издание. Локализация издательства Zvezda.
Ганзейский союз (Hansa Teutonica) я открыла для себя чуть меньше года назад, но она сразу пополнила список игр, которые стали для меня особенными. Ганзейский союз, разработанный Андреасом Штедингом, является довольно старой игрой (2009 год). Но локализация со всеми возможными дополнениями в России не заставила долго ожидать себя.
В настольной игре Ганзейский союз (Hansa Teutonica) вы представляете собой группу торговцев, работающих против торговых гильдий других игроков, чтобы набрать как можно больше очков, строя торговые посты и торговые пути по всей территории Германского Ганзейского союза в былые времена. В каком году происходит сие действие? В правилах об этом не говорится, но остатки моих знаний, полученных на уроках истории много лет назад, подсказывают мне что Немецкий Ганзейский союз свободно действовал на протяжении 400 лет, начиная, примерно, с 1100-х годов.
Продолжительность партии: 45-90 минут, 3-5 игроков, 12+
Ганзейский союз (Hansa Teutonica) до сих пор входит в топ-150 по версии BGG. Эта игра просто работает качественно и в полную силу! Спокойная, однотонная и сухая графика просто идеально подходит для данной коробки. Некоторые называют Ганзу самой засушливой евро в истории. Но в этом и состоит её изыск и неповторимый стиль. Вам знакомо то чувство, которое возникает, когда вы открываете новую игру Ласерды, скажем, Kanban EV или Vinhos? Их графика, оформление свода правил, игровые планшеты и персонализированные деревянные человечки вызывают потрясающее и неповторимое чувство! Вы испытаете то же самое, открывая Ганзейский союз. Есть у исполнения данных игр какой-то особый общий вайб.
Ганзейский союз – Базовая игра
На игровом поле изображены 27 локаций на общем ландшафте городов Ганзейского союза, а соединяющие их маршруты состоят из 2–4 ячеек.
В начале игры у каждого игрока есть право только на два действия за ход, хотя это число может увеличиваться по ходу игры — как только игрок «прокачивает» (развивает) личный планшет (внутри игры называемый Письменным столом). Возможные действия:
1) Размещение Торговцев (кубиков) или Купцов (дисков) на доске на пустых местах
2) Перемещение уже размещенных Торговцев (двух или более за раз)
3) Выбивание Торговцев противника (хотя в конечном итоге это может помочь вам обоим, поскольку смещенный игрок может сразу же переместить свои кубики)
4) Создать Торговый путь, проложив маршруты (после того, как вы заняли все места между двумя городами)
5) Вернуть задействованных Купцов и Торговцев из Общего запаса в Личный
Существует разница между Общим запасом игрока и его Личным запасом. Только кубики и диски из Личного запаса можно размещать непосредственно на игровом поле, и после использования они отправляются в Общий запас игрока.
Основной способ подсчета очков — это установление маршрутов. Когда вы прокладываете маршрут, вы обычно занимаете один из двух соединенных им городов; в следующий раз, когда кто-то проложит маршрут рядом с этим городом, вы получите очко. Альтернативно, некоторые города позволяют вам улучшить одну из ваших способностей (например, увеличить количество действий, которые вы можете выполнить за ход); вместо того, чтобы занимать такой город, вы можете «прокачать» свою способность. Кроме того, к некоторым маршрутам прикреплены бонусные маркеры (они выглядят как обеденные тарелки), которые можно в любой момент вашего хода в любой момент игры. Например, бонусные маркеры позволяют выполнить такие действия, как развитие трека способности на планшете игрока, удаление любых 3 кубиков с игрового поля, выполнение дополнительных действий или размещение Купца в городе, даже если он уже заполнен и др.
Игра заканчивается:
1) Когда один из игроков набирает 20 очков
2) Когда заканчивается запас бонусных маркеров и вы не можете выложить новый на поле
3) Когда 10 городов полностью заселяются Купцами.
Затем игроки набирают очки в конце игры в зависимости от того, сколько городов они контролируют, количества Купцов в городах, которые они соединили в цепочку, сколько бонусных маркеров они собрали, а также очков за каждый развитый ими трек способностей на своих личных планшетах.
При выполнении любого из условий, игра НЕМЕДЛЕННО заканчивается. Вы никогда не можете быть уверены, в какой момент игра закончится, и это только добавляет интереса к партии. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество очков.
Мысли о базовой игре.
Базовая игра — одна из моих любимых игр, вероятно, она уверенно входит в пятерку лучших за всё время. В ней сочетаются почти все элементы, которые мне нравятся в настольных играх.
Во-первых, любое действие наполнено напряжением. Независимо от того, есть ли у вас 2 действия или 5, вам почти всегда захочется сделать хотя бы на одно действие больше, чем у вас есть! Попытка понять, как выгоднее выполнить свой ход, — это нескончаемый процесс в данной игре.
Во-вторых, здесь существует действительно множество путей к победе. Я видела, как люди побеждали, заранее максимально увеличив количество действий за ход и просто выполняя больше действий, чем все остальные. И наоборот, мне случалось лицезреть, как люди добивались победы, имея возможность совершить только 3 действия за ход.
В-третьих, между игроками происходит достаточно взаимодействия: вы пытаетесь «заблокировать» кого-то с помощью своих кубиков, получаете выгоду от вытеснения или стремитесь к одному и тому же определенному месту на игровом поле. Вы всегда должны оставаться в курсе того, что делают все остальные, чтобы добиться успеха.
Наконец, партия проходит в довольно быстром темпе для такой «мясистой» игры. Зачастую игра на 4-х обычно занимает 60-75 минут, это небольшое время для игры такой сложности.
Единственным недостатком является то, что игровое поле от игры к игре не меняется. Только одно разнится — случайное расположение бонусных жетонов. Однако, это ни разу не помешало мне получить истинное удовольствие от игры. Внутри своей игровой ячейки мне довольно часто случается играть в Ганзу, и каждый раз она всем нравится!
Дополнение Восточные земли.
На мой взгляд, хорошее дополнение для любой игры включает в себя все знакомые стратегии, которые вы знаете и любите, но привносит в игру возможности и соблазняет вас испробовать новые варианты. Следующие дюжину (или около того) партий можно потратить на сравнение ценности этих новых путей к славе с проверенными и надежными методами достижения победы.
На новой карте Восточных земель по-прежнему присутствуют все те же особые города, за контроль над которыми игроки будут продолжать бороться, чтобы набрать ценные победные очки. Однако теперь их расположение на игровом поле совершенно отлично от базовой карты, поэтому игрокам, которые привыкли выстраивать тактику на построение большой сети городов для получения очков в финале, задача будет даваться сложнее. Кроме того, в некоторых локациях, теперь объединены свойства наиболее популярных для заселения городов (связанных с прокачкой треков на личном планшете) и в игровой процесс внедряются Морские торговые пути.
В целом, новая карта оправдала все мои ожидания. Она по-прежнему напоминает Ганзу, которая знакома мне и искренне любима, но при этом игра снова кажется свежей и новой.
Карты миссий для базового Ганзейского союза.
Второе расширение, включенное в локализованную коробку. Карты миссий не сочетается с игровым полем Восточных земель — это просто дополнительный модуль для исходной карты. Игрокам случайным образом раздаются секретные карты миссий (всего их доступно 9шт.). На каждой указаны 3 города на карте игрового поля. В конце игры игроки раскрывают свои секретные карты и получают победные очки за контроль данных городов. Если игрок контролирует все 3 города, указанные на своей карте миссий, он получает дополнительные 5 очков. Мне очень нравится этот модуль. Я думаю, что карты миссий дают стратегии больше возможностей, потому что другие игроки остаются в неведении, когда и где именно им нужно вас заблокировать. С другой стороны, характер игры действительно меняется. И оригинальная, и новая карта предоставляют полную информацию всем игрокам. Некоторые игроки могут рассматривать скрытый характер карт как преимущество, другие — нет.
Дополнение «Британия».
В дополнении «Британия» есть вертикальная карта… Британии. На игровом поле для игры втроём изображены Англия и Уэльс, а на обратной стороне, рассчитанной на 4–5 игроков — также Шотландия. В данной версии игры используются те же основные правила, что и в базе, но здесь есть несколько особенностей. Каждая из стран на карте имеет свой цвет, а также «главный» город. В Англии вы можете свободно размещать своих Торговцев и Купцов (назовём их Рабочими, обобщив) или перемещать Рабочих противника. Однако в Уэльсе и Шотландии для совершения этих действий необходимо получить разрешение. Разрешение на "въезд" в Уэльс предоставляется при условии наличия у игрока контроля над самым ценным городом в Кардиффе или Лондоне. Разрешение на "въезд" в Шотландию даётся при контроле самого ценного города в Карлайле или Лондоне. Есть также некоторые морские маршруты, за которые вы получаете специальные бонусные маркеры. При подсчёте победных очков даётся дополнительный бонус за контроль над большинством городов Уэльса и Шотландии.
Из-за необходимости получения разрешений доставить свои кубики в Уэльс и Шотландию гораздо сложнее, а бонусы в конце игры делают это очень важной частью игры. Мне кажется, что игровой процесс становится неоправданно трудным и гораздо более сложным. Партии занимали больше времени, и мы предпочитали базовую игру.
Жетоны Благосклонности Императора (Они также есть в локализованной коробке, но я еще ни разу не вводила их в партию!)
В начале игры перемешайте все тайлы «Благосклонности Императора» лицевой стороной вниз, а затем случайным образом вытягиваются столько из них, сколько игроков находятся за столом и помещаются лицевой стороной вверх рядом с игровым полем. Игроки смогут купить их в ходе игры. Остальные тайлы в игре не участвуют.
Чтобы приобрести один такой жетон по вашему выбору, вы можете отказаться от всех действий в начале хода. В дополнение к этому вам придется заплатить два неиспользованных бонусных маркера. Маркеры выплаченных бонусов переворачиваются лицевой стороной вниз. Их особые способности больше нельзя использовать, но в конце игры вы по-прежнему получаете за них очки престижа. Купленный жетон Благосклонности Императора кладется перед вами лицевой стороной вверх. До конца игры его эффект действует для купившего его игрока. Приобрести одну услугу можно только один раз за ход.
Возможные эффекты жетонов Благосклонности:
1) Всякий раз, когда вашего рабочего убирают, вы можете разместить его в ЛЮБОЙ точке свободного торгового маршрута, а не только в клетке соседнего торгового пути.
2) При замещении вашего торговца вы получаете 2 кубика из резерва вместо 1
3) Получите дополнительное действие за ход (в дополнение к выделенному на личном планшете - т.е. до шести)
4) Когда другой игрок выполняет действие «Найм», вы получаете кубик из резерва и помещаете его в свой запас.
5) В конце игры получите 4 очка (вместо 2) за каждый город, в котором вы контролируете большее количество локаций.
6) В конце игры наберите 7 очков (вместо 4 очков) за каждую полностью развитую способность на вашем личном планшете.
Впечатления.
Я в восторге от Ганзейского союза. Каждую партию игрокам с самого начала приходится выбирать между улучшениями эффективности и предоставляемыми возможностями набора очков престижа. Некоторые улучшения способностей выглядят явно лучше других, пока, ближе к середине игры, вы не пытаетесь отчаянно подобрать те, которые упустили.
Ганзейский союз - игра с плотным взаимодействием игроков, несколькими путями к победе и прокачкой личного планшета. Игра, которая на протяжении всего своего процесса держит в напряжении каждого. Подготовка к партии не отнимает много времени, а входящие в состав коробки дополнительные игровые поля сохраняют свежесть впечатлений и разнообразие игрового процесса.
Always here for you, Маралит Крамар (автор блога Птичка и Тошка)