Промежуточные выводы о "Тетраномиконе" после трёх партий
Ещё одна партия в «Тетраномикон». На этот раз она протекала практически без вопросов, потому что правила со всеми нюансами (особенно строительство) более-менее утряслись. В результате нам удалось больше сосредоточиться на том, ЧТО мы делали вместо того, чтобы ловить себя на мысли КАК мы делаем и по правилам ли. Всё-таки крупные издатели нас избаловали различными (иногда даже излишними) удобствами, – однако не у всех такое бывает, откровенно говоря, – поэтому в «Тетраномиконе» остро ощущается нехватка самой завалящей, крохотной карточки с подсказками. Так можно было бы быстро проверить себя, если возникли какие-то сомнения в правомерности и выполнимости того или иного действия, а не дёргать другого игрока или шебуршать буклетом с правилами.
По какой-то причине правила строительства в «Тетраномиконе» очень тяжело нами воспринимались, хотя в целом они не такие уж и сложные. Скажем, у Жени периодически возникали «затыки» с их пониманием, несмотря на весь её (вполне немалый) игровой опыт. Да и я сам что-то да упускал, чтобы потом спохватиться и броситься пересчитывать. Вот, например, все здания сами по себе обходятся в три монеты. Пока всё просто. Но на эту стоимость может влиять ряд факторов. Мало того, что скидку даёт свойство одного из существ, так «итого» ещё зависит от того, чьи дороги связывают замки со зданиями предыдущих уровней. Которые тоже следует учитывать, поскольку, напомню, здания в «Тетраномиконе» идут по принципу от простого к сложного, то есть ферма – лесопилка – каменоломня – шахта, что тоже нужно помнить.
Но я отвлёкся. Поскольку мы практически не отвлекались на правила, уделялось больше внимания происходящему на поле. Потому и противостояние получилось острее. Несмотря на то, что «Тетраномикон» посвящён восстановлению мира Сигиллума после длительного вооружённого конфликта, действовать здесь можно достаточно жёстко и конкурентно, обрубая возможности другому игроку. По крайней мере, при игре вдвоём. На этот раз я обратил внимание и привлёк на свою сторону существо, которое позволяет строить фермы и лесопилки в горах, обычно доступных только для каменоломен и шахт. Таким образом я постоянно мешал Жене расширяться и отстраивать свою инфраструктуру, что заставило её просесть в доходе. В результате удалось обойти её по трём параметрам из четырёх при финальном подсчёте. Думаю, не удивительно, что Жене игра не понравилась совсем.
Так что коробка переместилась в стопку на продажу. Разумеется, подобный исход вовсе не означает, что «Тетраномикон» – плохая игра. Отнюдь. Она вышла у Петра самобытной экономической игрой, со всеми сопутствующими: довольно большая кризисность, жёсткие ограничения, достаточно конкурентное, не сказать агрессивное, противостояние. И здесь я как раз возвращаюсь к мысли из прошлой заметки, о том, что дуэльный вариант получается не самый интересный. Вдвоём приходится делать больше, но и возможность помешать тоже велика, поскольку возможностей даётся меньше. По крайней мере, так кажется мне.
Со стороны Жени больше всего вопросов возникало в отношении… ммм… некоторой неинтуитивности правил и отсутствия наглядности. Ведь пример со строительством зданий не единственный. Есть ещё строительство дорог и морских путей, со своими нюансами и подробностями. Походы за трофеями могут также вызывать определённые вопросы. Всё это надо помнить и держать в голове, что при более остром процесс приводило к сложностям в понимании, несмотря на, в общем-то, простой игровой процесс. Но вина ли в этом игры? Разумеется, часть наших проблем связана и с нами самими.
И мне жаль, что история с «Тетраномиконом» заканчивается таким образом. Да, игра не без шероховатостей, однако в ней имеются и самобытные элементы, которые, как я уже говорил, позволяют выделять её на фоне своих экономических товарок. Более чем доступная стоимость и общая компактность относятся сюда же. Но есть ещё интересная система, добавляющая противостояния между игроками, когда эпоха может проходить под эгидой мира или войны, что меняет ценность того или иного здания. Вдобавок на картах эпох даются условия, задающие определённый фокус на раунд, поскольку принесёт дополнительный доход в конце раунда. Здесь интересный финальный подсчёт, где вы не просто складываете и множите кучу цифр. Вы просто смотрите, скольких игроков обогнали в том или ином параметре. Так что если вы хотите какой-то игры поострее, с неглупым процессом, скромной стоимостью, и у вас есть более двух игроков, то «Тетраномикон» может вполне прийтись по душе.
Эту и другие заметки можно прочитать в моём Телеграм-канале "Заметки настольщика".