Alice is missing. НРИ в чате
Недавно мне довелось поиграть в эту необычную ролёвку и это был интересный опыт, которым хочется поделиться. Тем более, что игра готовится к локализации.
Кто такая Элис
Завязка сюжета настольной игры Alice is missing всегда одна и та же. Тихую жизнь в нашем (вероятно) американском городке омрачило загадочное событие — пропала молодая девушка. У каждого из игроков свои причины разобраться в ситуации. Но сначала вам нужно выбрать свою Элис.
В коробке несколько вариантов листовок с разными фото. Это ваша первая опорная точка. Какой была Элис? За что её любили? А за что могли и?..
Игра началась
Хоть основное действо отсчитывается по таймеру и занимает ровно 90 минут, начинается всё раньше, когда вы разбираете и продумываете персонажей.
Игра задаёт определённый набор героев, локаций и подозреваемых. Игроки вместе придумывают, что движет их персонажами и что они скрывают, как разные места в городе связаны с Элис и почему кто-то мог её ненавидеть. Особенно здорово это работает полным составом, на пятерых — каждому достаётся по одной составляющей каждого вида. Также каждый игрок получает несколько вариантов "связей", вроде "раньше были лучшими друзьями" или "знает обо мне секрет, который я не хочу раскрывать", а там вы уже решаете, как их распределить. Получается, что создание окружения очень структурированное и "нежное": ничего не нужно изобретать с нуля, есть костяк и вы постепенно навешиваете на него детали.
Ещё до запуска таймера нужно сделать чатик. Желательно переименовать участников в героев. Мы пользовались тг, поэтому я себе ещё делала папку и добавляла туда индивидуальные переписки, ими тоже можно и нужно пользоваться.
Когда все описания готовы, карты розданы (про них позже) и все триггеры оговорены (правила игры того требуют и, учитывая тематику, это вполне логично, многим хочется обойтись без ярких описаний насилия), пора устраиваться с телефоном поудобнее и запускать таймер.
Ход поисков
Мастера в игре нет, но есть, так скажем, ведущий игрок, которому нужно знать правила и рассказать их остальным. Ему отведён специальный персонаж, который вернулся в город после долгого отсутствия. Именно он обычно начинает обсуждение в чате. "Что-то Элис не выходит на связь, что случилось?"
Основной двигатель сюжета — карты. На них указано время (по таймеру, до конца игры), когда их нужно раскрыть. Все карты кроме последней раздаются игрокам, надо выбирать так, чтобы они не шли по времени подряд.
Обычно на карте описано какое-то событие и указан вопрос к нему. Да, снова что-то додумать. Иногда нужно подбросить монетку или открыть карту из колоды локаций/подозреваемых. Сначала игрок всё делает, а потом отображает произошедшее в чате — он что-то увидел или услышал, или узнал как-то ещё.
Последнюю карту одному из игроков выдаёт тот, кто откроет предыдущую. То есть по сути он решает, кому логичнее (или интереснее!) будет оказаться в эпицентре событий и первым добраться до разгадки.
Кроме того, можно взять инициативу в свои руки и отправиться исследовать одну из локаций. Для этого есть специальная колода, но дополнительные детали может быть сложно вписать в сюжет, поэтому лучше ей не злоупотреблять (мы воспользовались только 1 раз).
В игре есть ряд условностей: ваши герои не могут оказаться в одном месте и встретиться. Благо, (почти) все персонажи — подростки. Так что не так уж удивительно, что они не могут толком ничего сделать. Да и игра подкидывает пару удобных палок для колёс.
Конечно, это не очень похоже на НРИ в привычном понимании. Игроки сильно ограничены в своих действиях и не могут повлиять на концовку. Но это всё ещё набор инструментов для создания своей истории. И действительно неплохой старт. Не потому, что это какая-то облегчённая НРИ, а потому что игра здорово показывает, что придумывать и отыгрывать не так уж страшно и сложно.
Скорее триллер, чем детектив
Игра вообще не про расследование и это важно понимать. С одной стороны, в игре уже всё решено и вы никак не можете повлиять на исход событий. С другой — эти самые события будут логичными ровно на столько, на сколько вы сможете придумать.
По моему опыту не все ружья стреляют, но и самые нелепые детали могут влиться в историю. Тут лучше не думать слишком много и просто делать то, что игра от тебя просит. По механикам понятно, что никто из самих персонажей игроков не может оказаться в числе подозреваемых, но вот чего ты не ожидаешь — так это того, что с ними всё ещё может что-то произойти.
И так получается, что сначала ты переживаешь, как лучше отреагировать на открытую тобой карту или задействовать свой секрет, но со временем начинаешь не на шутку беспокоиться за судьбу не только самой Элис, но и её друзей.
Честно, меня затрясло, когда мне передали последнюю карту. Но ещё страшнее было то, что на ней. И хорошо, что мне нужно было только написать "итог" в чат.
Тихий ужас
Мне кажется, что использование чата здесь — не какая-то инновационная технология, а просто удачный формат. Он скорее замедляет процесс: даёт возможность подумать, переварить эмоции и выбрать формулировку. Каждый игрок тихо сам с собою переживает свои переживания.
И, внезапно, это иммерсивно. Сидеть в телефоне (в условном одиночестве) — это ровно то, что делает и игрок, и его персонаж. Поэтому представлять нужно чуть меньше и погрузиться в состояние героя — проще.
В игре продуманный темп и напряжение нарастает постепенно. Полтора часа проносятся незаметно.
Конечно, есть электронная версия игры и в неё играют даже на форумах, но есть определённый шарм и в живой подготовке, и в передаче карт, и в редких усмешках (да, тут иногда находится место и юмору). И наверняка вам захочется обсудить игру после окончания партии.
Расследование продолжается
Лично мне не захотелось в ближайшее же время вернуться к игре, но часть нашей группы загорелась такой идеей и главный аргумент такой — теперь мы понимаем, как работает игра, и сможем лучше продумать историю и свои действия. Наш ведущий, кстати, играл два дня подряд с разными компаниями, ни о чём не пожалел и хочет ещё :) За проведение, кстати, спасибо центру Приди в Себя.
Я бы с удовольствием показала игру своим друзьям и посмотрела на их лица. А дальше уже вопрос, захочется ли нам всем возвращаться в эту атмосферу и продумывать новую историю. При этом нет никаких сомнений, что каждая игра будет разной — переменных предостаточно (по три карты на одно время и бесконечное множество вариантов, как вы продумаете детали). Может, конечно, показаться, что 3 развязки это мало, но тут гораздо важнее, что вы всё равно до самого конца не знаете, какая именно вам выпала.
Если ты не против атмосферы подростковой драмы и лёгкого чувства собственного бессилия, очень рекомендую поиграть. В данном случае "необычный опыт" не просто красивая присказка, а действительно наиболее подходящее описание. Ну а если тебе кажется, что придумывать и отыгрывать совсем не твоё — напрасно, надо пробовать.
На русском игру будут издавать Choo Сhoo Games, ждём предзаказ зимой.