В подписке Nastolio.Premium нет рекламы, зато есть много других крутых штук ;)

В публикации упоминается:

379

Первые впечатления от Джон Компани

В небольшой коробке с приятным оформлением куча компонентов и непосредственно самой игры
В небольшой коробке с приятным оформлением куча компонентов и непосредственно самой игры

В 2023 году главным впечатлением и, собственно, типа игрой года для меня стал Обет, который интересный, глубокий, красивый, ни на что не похожий и всё-всё-всё. Не у всех, кому я показал игру, она вызвала восторг, но получилось собрать некий костяк единомышленников, с которыми было сыграно определённое количество классных партий.

Другие игры Верле, а именно Корни и Пакс Памир также оцениваю достаточно высоко, хотя с первыми и не получилось сразу раскусить в чём, собственно, прелесть, но повторный заход в глубокие воды потенциал игры для меня приоткрыл. Памир же сразу показался пушкой-бомбой, чем до сих его и считаю.

Несмотря на это, к Джон Компани подходил всё же с опасениями, ведь игры автора и без того специфичные, а тут вовсе заявлена длинная игра на переговоры со значительным рандомом и правилами на полсотни страниц. Да и сеттинг исторический, и вероятно намного более близкий жителям Англии или Америки. Ну или Индии, хех.

Забегая вперёд: была сыграна пара партий на четверых, которые завершились крахом Ост-Индской компании. А игра вновь безумно зашла.

Не всегда считаю это нужным, но тут, пожалуй, стоит описать игровой процесс, потому что без этого, кажется, вообще будет непонятно что куда и почему такие впечатления.

В чём цимес: есть, собственно, Компания, разделенная на кучу отделов и подотделов, со своим советом директоров, председателем, большими и маленькими начальниками, а также фактически частной армией и флотом. Игра у нас проходит определенное количество раундов, допустим пять, каждый из которых имеет одинаковую структуру с последовательной активацией каждой из упомянутых частей Компании, обвешанных помимо прочего случайными событиями, распилом выручки за раунд и возможностью покупки игроками кое-какого полезного имущества.

На троих все выглядит как-то так
На троих все выглядит как-то так

Играть же мы будем за знатные английский семейства, которые просто хотят побольше славы и всего сопутствующего, для получения чего оперируют фишками своих родственников, собственным капиталом, построенными верфями, мануфактурами и даже супругами некоторых своих членов. Несмотря на то, что вся из деятельность завязан на Компании, это отдельные сущности, каждая из которых стремиться только лишь победить, а не сделать что-то полезное вместе.

В начале же партии в Компании ничего не пустует и везде есть руководители, ведь между игроками случайным образом распределяются должности, занимаемые их и некоторые другие плюшки. Кто-то у нас обязательно станет председателем, кто-то директором по торговле, кто-то будет рулить войсками в Индии, а кто-то просто тихо-мирно служить секретарём, дожидаясь удачной возможности подняться по карьерной лестнице.

Начинается раунд с Лондонского сезона - грубо говоря, это возможность обзавестись какими-то активами с разного рода плюшками, а также картами заговоров, которые выполняют тут традиционную функцию играемого с руки нежданчика с целью наведение некой суеты, как правило, весьма болезненной для оппонента. Но что интереснее - это механика ухода на покой ваших родственников по броску кубика.

C БГГ - собственно, карты должностей
C БГГ - собственно, карты должностей

Так вот, люди на работе тут выгорают и делают это часто, отправляясь со своей должности прямиком в разряд пенсионеров. Как ни странно, это даже хорошо, ведь затем их можно отправить доживать в какое-нибудь роскошное поместье, которое хоть и требует регулярного содержания, но в конце игры может принести немало очков.

После всех указанных манипуляций, игроки совершают уже личные действия семейств, среди которых опять же покупка активов, но уже других, а также продвижение родственников в секретариаты или даже в акционеры Компании. Механически всё приправлено небольшой виньеткой с усилением действия, если вы его играете два или больше раз подряд. Заставляет постоянно бороться со своей жадностью.

Ну и потом понеслась: активируются по порядку все отделы, начиная с председателя, которые рулит всем капиталом Компании, раскидывая его между своими подчинёнными, а также берёт займы. Механик тут уйма, но всё, что нужно понять, не играя в игру, заключается в управлении огромным неповоротливым механизмом одновременно всеми игроками и одновременно никем.

У Компании основной источник заработка - это торговля с Индией. Для торговли нужны корабли, которые нужно куда-то направить. Для торговли нужны выгодны торговые маршруты, для открытия которых нужно договориться с местными. Для непосредственной торговли нужно отправить чьего-то конкретного родственника в конкретный регион, а ведь все три стартовые точки для торговли относятся к компетенции трёх разных президентств. Итого, ещё не затронув военную сторону действа, мы имеем шесть виртуальных рычагов, за которые дергают шесть разных ведомств, управляемых чьими-то родственниками. И коль игра поддерживает до шести игроков, это всё могут быть разные семьи, каждая из которых побеждает отдельно. При этом, и выгода от разных действий распределяется по-разному между участниками производимых операций, а вообще конечный выгодополучатель всегда Компания.

С БГГ - компоненты для Индии
С БГГ - компоненты для Индии

Другое глобальное направление - это военная экспансия вглубь континента путём приведения местных к согласию с британской политикой. Занимаются этим, естественно, военные, среди которых своя отдельная иерархия и как-бы небольшая компания внутри Компании. Воевать рисково и дорого, но и набить карманы можно весьма порой прилично, причём в отличие от торговли, карманы конкретных семейств, а потенциально добавить игре ещё один слой в виде губернаторств, где тоже свои руководители и новые возможности.

Вообще, если убрать упоминание войны, то вроде бы занимаются все стандартными для среднего еврика вещами, но тут всплывает основная мякотка игры в виде кубов на каждый чих - почти все значимые действия требуют броска шестигранников, и вот ту начинается сущий Ужас Аркхема и его аналоги, которым в приличном обществе утонченных господ вроде бы совсем не место (справедливо, как в отношении того, что происходит и в игре, и за столом)). Тут правда можно и дополнительных кубов за деньги отдела себе подкинуть и перебросить, опять же за деньги, но вообще рандома тут гора. Порой можно без особых затрат нагреть местных на гору шекелей и сидеть, как царь во дворца, а порой что бы совет директоров не пытался сделать, заработать Компании не суждено.

Мне, как любителю суеты и интересных штук, как таковых, это совсем не мешало, а наоборот дало некий новый игровой опыт, где четверо отчаянно скрипящих мозгами лба встав над картой Индии пытаются посчитать как бы и Компанию на плаву удержать, и самому что-то с этого поиметь, причем уверенности в чем-то нет ни у кого вообще. Система, в принципе, честная, ведь по большому счёту если что-то надо, то можно просто забросать проблему деньгами (буквально), но хватать на всё у вас явно не будет. Ну и где рандом, там азарт - не забываем.

У игры есть ещё два важных механических элемента - это событие в Индии и голосование за законы.

Грабежи, революции, разборки мелких царьков, забастовки и восстания в стране интернет-скамеров и веганы происходят также по броску кастомного куба и порой собираются в совершенно чудовищный ком катастроф, который может в принципе захватить с собой вниз всю Компанию и игроков целиком. Тут весьма неприятные последствия потери уже захваченных регионов, а местные при неудачном стечении обстоятельств могут объединятся друг с другом в огромные империи, победить которых в честном кумите шансов не так много. С другой стороны, всю игру может вообще ничего не происходить.

С БГГ - кто-то играет
С БГГ - кто-то играет

В целом, события тут жесткие и больно бьют по носу новичков - после второй партии пришло понимание, что вообще нельзя оставлять Индию на откуп судьбе, а также пытаться проглотить больше, чем можешь, ибо накажут сразу. Подготовиться ко всему, конечно, вряд ли выйдет, но вы хотя бы всегда знаете, где произодйет следующий ЧП и тема с закидыванием неурядиц баблом по большому счёту справедлива и в этом отношении.

Ну и остались законы. Есть у нас премьер-министр, который с помощью специальной приблуды определяет направление политики Британии на следующий раунд, награждая или штрафуя всех за столом за обладание чем- либо (допустим, вводит налог на мануфактуры), а помимо этого выбирает для голосования законы. Объяснять их смысла нет, работает всё примерно, как в Сумерках империи, разве что голосов себе можно докинуть опять же деньгами. Из интересного - если стать лидером оппозиции и переиграть премьера на его же поприще, то можно получить бонус и занять его место, что само по себе интересно.

Ещё у нас есть торговля с Китаем, свободный обмен между игроками почти всем чем можно, голосование за назначение нового председателя правления, генерал-губернатор (не путать просто с губернатором), а также глобальные правила по дерегулированию - открытие семьями своих собственных частных компаний со своими акциями, тактиками на раунд, разными видами капиталов и имуществом. А ещё Компания может прогореть, что запускает конец игры, меняет подсчёт очков и тянется специальная карточка, на которой будет написано в ком все видят причину краха (например, в мануфактурщиках), и кто поплпатится за свою неосмотретельность.

Правил тут на добрые полсотни страниц, и, хотя написаны они, на мой взгляд, достойно и с примерами, уместить всё и вся в голове с первой или второй партии просто невозможно. С тем же самым дерегулированием нам поиграть не удалось в принципе, а ведь два там листа убористого текста нюансов и отдельные компоненты. Освоение Джон Компани действительно задача нетривиальная и требующая, как усидчивости и концентрации, так и желательно какого-то наигрыша в другие серьёзные настолки. Не люблю так говорить, но новичкам в хобби тут делать откровенно нечего - для них это будет натурально работа.

Мне этот безумный микс всего и вся зашёл. При всей многогранности игры показалось, что её структура вызвана не неумением сглаживать углы (тот же Памир у Верле для своего типа игр очень ровный и стройный), а авторской задумкой. Куча нюансов, систем и подсистем всё же плотнейше друг на друга увязаны и каждому элементу есть своё место в общей картине. Коробка даёт много свободы в рамках жестких условий и очень сильно подталкивает игроков к взаимодействию друг с другом сразу на нескольких уровнях, а также награждает за остроумие, как при переговорах, так и при решении общих проблем. Суровый рандом лишь прибавляет этому перца.

Казалось бы, должен ещё быть приличный даунтайм, но он тут плавающий и зависит от того где, и кто у вас сидит, но даже так почти все всегда во всё вовлечены.

Другим плюсом отмечу схожий с Обетом нарратив, который формируется исключительно механиками игры, а также её общую высокую тематичность: системы реагируют на действия игроков одновременно интересно и бойко, а само поведение семейств вполне в логике места и эпохи. Эпоха и место, однако, в жизни были достаточно невеселыми, а Компания в контексте современной западной политической повестки максимально осуждается, в принципе, не без оснований. Индия же по результатам всех весёлых торговых и политических схем просто стала частью Британской империи, полностью утратив даже поверхностную независимость на многие десятилетия, чему разумеется предшествовало много пролитой крови.

С БГГ - планшет при дерегулировании. Информации и компонентов в избытке, а ведь это небольшая часть игры
С БГГ - планшет при дерегулировании. Информации и компонентов в избытке, а ведь это небольшая часть игры

Оформление и компоненты классные, начиная от кучи шаржевого арта, стилизованного под эпоху (не изучал, возможно что-то действительно взято из источников той эпохи), заканчивая гравюрами с портретами родственников на их жетонах и башенками с флагами в Индии. Тона тут неброские, но важная для игры информация всегда ярко выделена и хорошо обозначена на поле и вне его.

В сухом остатке, как было сказано в начале заметки, игра от Верле второй год подряд становится ярчайшим открытием. Броское, ни на что не похожее действо, наполненное интересными решениями и смелыми механиками, которое собирается в стройный опыт, который тянет регулярно повторять. С воодушевлением жду новых партий.

Перед тем как пробовать, однако, рекомендую задуматься и изучить Джон компани - времени и сил на освоение нужно много, и не факт, что это вам нужно.

Для блога Бубылда

Nastolio.Premium

И другие бонусы.

Подключить за 299 рублей
article-commentsarticle-communityarticle-viewscontent-delimeterfooter-social-fb-activefooter-social-fbfooter-social-instagram-activefooter-social-instagramfooter-social-telegram-activefooter-social-telegramfooter-social-tgchat-activefooter-social-tgchatfooter-social-twitter-activefooter-social-twitterfooter-social-vk-activefooter-social-vkfooter-social-youtube-activefooter-social-youtubegame-edit-attributesgame-edit-authorsgame-edit-categoriesgame-edit-componentsgame-edit-descriptiongame-edit-duplicatesgame-edit-filesgame-edit-imagesgame-edit-infogame-edit-linksgame-edit-mechanicsgame-edit-namegame-edit-relationsgame-edit-videoslogo-gold-borderlogo-goldmarket-advantages-searchmarket-advantages-sellmarket-advantages-watchmarket-user-menu-bookmarksmarket-user-menu-feedbackmarket-user-menu-offersmarket-user-menu-profilemarket-user-menu-wishlistmenu-alarmmenu-chats-activemenu-chatsmenu-communities-activemenu-communities-hovermenu-communitiesmenu-donate-activemenu-donate-hovermenu-donatemenu-editor-activemenu-editormenu-events-activemenu-events-hovermenu-eventsmenu-games-activemenu-games-hovermenu-gamesmenu-market-activemenu-market-hovermenu-marketmenu-newmenu-notificationsmenu-profile-activemenu-profile-hovermenu-profilemenu-publications-activemenu-publications-hovermenu-publicationsmenu-push-activemenu-pushmenu-services-activemenu-services-hovermenu-servicespremium-advertpremium-collectionpremium-contestpremium-dice-borderpremium-dicepremium-meeple-housepremium-soonscore-dice-1score-dice-10score-dice-2score-dice-3score-dice-4score-dice-5score-dice-6score-dice-7score-dice-8score-dice-9score-dice-active-1score-dice-active-10score-dice-active-2score-dice-active-3score-dice-active-4score-dice-active-5score-dice-active-6score-dice-active-7score-dice-active-8score-dice-active-9score-dice-hover-1score-dice-hover-10score-dice-hover-2score-dice-hover-3score-dice-hover-4score-dice-hover-5score-dice-hover-6score-dice-hover-7score-dice-hover-8score-dice-hover-9score-dice-nonesearch-activesearchstub-communityuser-menu-exituser-menu-profileuser-menu-settingsuser-social-bgguser-social-emailuser-social-fbuser-social-instagramuser-social-kickstarteruser-social-siteuser-social-telegramuser-social-teserauser-social-tiktokuser-social-twitteruser-social-vkuser-social-youtube