Кнорр от издательства Фабрика игр.
Внезапно, в мой блог снова врываются викинги вместе с новой локализацией "Кнорр" от Фабрики игр! Видимо, тема бородатых мужиков с огромными топорами начинает импонировать мне всё больше)). Однако в этот раз могучие викинги не будут заниматься набегами, коими славится лишь одна сторона их жизни. В этот раз мы увидим викингов-купцов, викингов-моряков и скальдов.
Кнорр предлагает игрокам попробовать себя в качестве вождя скандинавского народа и собрать свой отряд викингов (а может и не один), подготовленный к плаванью в дальние земли на крепких и быстроходных Кноррах - типе торговых кораблей храбрых варягов.
Продолжительность партии: 30 минут, 2-4 игрока, 10+
Кнорр - довольно умный маленький конструктор ресурсных мини-движочков с механикой сбора сетов (наборов) в своей основе. Игроки нанимают определённые отряды викингов, а затем отправляют их в плавание по торговым путям за ценными товарами и победными очками (ПО).
Фишка данной игры в том, что отправляя часть викингов в плавание, вы каждый раз своими же руками будете уничтожать построенный вами "движочек" из карт Викингов. Однако, у игроков есть возможность избежать этого в критический момент, заплатив определенную валюту (жетоны Рекрутов) новобранцам и отправить их на миссию вместо членов своего отряда.
Но давайте обо всём по порядку.
Внутри довольно портативной коробочки вы найдёте:
1) Игровое поле.
2) Карты Пунктов назначения:
а) Торговые земли - 20 шт.
б) Влиятельные места - 15 шт.
3) Личные планшеты игроков (Кнорры) - 4 шт.
4) Карты Викингов - 50 шт.
5) Карты Артефактов (для второго режима игры) - 7 шт.
6) Жетоны Серебряных браслетов - 12 шт.
7) Жетоны Рекрутов - 12 шт.
8) Маркеры победных очков - 4 шт.
9) Маркеры Репутации - 4 шт.
10) Жетоны Судьбы - 4 шт.
11) Правила игры.
Подготовка к партии.
Раздайте каждому игроку планшет Корабля и жетоны Подсчёта очков (круглые) и Репутации (квадратные) выбранного им цвета. Так же каждый игрок получает 3 Браслета, 3 Рекрута (но доступны в первом ходу каждому игроку будут только начальные ресурсы, что указаны снизу планшета его корабля) и 2 случайные карты Викингов, выкладывая их в личную игровую зону (перед собой) лицом вверх.
Расположите игровое поле в центре стола и поместите жетоны Подсчёта очков и Репутации всех игроков на соответствующие шкалы на значение 0.
Колоды Торговых земель и Влиятельных мест тщательно перемешиваются и располагаются над игровым полем, после чего открываются по 3 карты из каждой колоды, образуя рынок.
Карты Викингов также перемешиваются (количество этих карт зависит от игрового состава. При игре втроём уберите из колоды карты с цифрой 4 в левом нижнем углу; при игре вдвоём убираются карты с цифрами 4 и 3). Вскройте 5 карт и разложите их под ячейки внизу игрового поля (игнорируя совпадение/несовпадение цветов карт и ячеек). Из оставшейся колоды каждый игрок берёт себе в руку по 3 карты Викингов.
Определите первого игрока: один из игроков берёт в руку все жетоны Судьбы (только типов кораблей, что участвуют в партии при количестве менее 4-х игроков) и вслепую вытаскивает один случайный. Игрок с соответствующим символу на жетоне Судьбы кнорре становится первым игроком. Вы готовы начать!
Игровой процесс.
Игра довольно простая и очень быстрая. Как только кто-то из игроков наберёт 40 очков, наступает триггер конца игры. Это может произойти в течение довольно малого количества ходов, которые пролетают молниеносно.
В свой ход каждый игрок, начиная с первого и далее по часовой стрелке, выполняет следующие 3 действия по порядку:
1. Репутация.
2. Призыв или Исследование.
3. Торговля.
Репутация - Передвиньте свой маркер Победных очков вперёд по соответствующей шкале на количество делений, равное наибольшему достигнутому (или пройденному) числу на шкале Репутации.
Призыв - Призовите Викинга присоединиться к своему отряду - выложите карту с руки перед собой в столбец соответствующего ей цвета (если такого в вашей личной игровой зане еще нет, сформируйте новый, начав с данной карты) и получите награду, указанную вверху разыгранной вами карты Викинга. Затем добавьте себе в руку карту викинга из соответствующего сыгранной карте цвета слота под игровым полем. Жетоны Рекрутов при сбрасывании во время действия Призыв, позволяют взять карту Викинга из любого слота.
Пополните опустевшую ячейку новой картой.
Исследование - Выберите карту с рынка над игровым полем и откройте новые земли! Игрок забирает себе одну из открытых 6 карт и оплачивает её Стоимость исследования (в левом верхнем углу), сбрасывая соответствующие карты Викингов из личной игровой зоны. Жетоны Рекрутов во время данного действия могут заменить любую карту Викинга, указанную в стоимости.
Купленная с рынка карта отправляется в верхнюю зону планшета Корабля активного игрока, после чего он получает награду, указанную в верхнем правом углу карты пункта назначения.
Торговля - Потратьте свои браслеты и получите награду за своё путешествие. Купленные карты Пунктов назначения будут выкладываться друг над другом над планшетом, формируя "дорожки" с различными наградами. Итак, уплатив 1 монету за первую дорожку, 2 за вторую или 3 за третью, игрок получает все награды указанные на ней самой и дорожке(-ках) дешевле неё.
Также в игре есть дополнительный режим, который вводит в игровой процесс карты Артефактов, которые награждают игрока в конце их хода каждый раз, как тот выполнит её условия.
Конец игры.
Как только кто-либо из игроков достигает 40 победных очков, наступает триггер конца игры. У каждого игрока (до первого) есть возможность сделать свой финальный ход, после чего определяется победитель - набравший большее количество ПО. В случае ничьей, побеждает игрок, у которого на конец партии осталось больше жетонов Браслетов.
Мысли и впечатления.
Загвоздка Кнорра в том, что крещендо скандинавского горна не находится в сорока точках. Пик волнения игроков колеблется в районе 28-35, так как где-то около порога в тридцать баллов в каждом нарастает предвкушение конца игры. Быстрые расчеты результативности хода соперника, например, могут показать вам на эффективный разворот в семь очков по итогам его хода, что запустит триггер конца партии. В такой момент, вы остро осознаёте, что если не сможете набрать больше очков или встать у лидера на пути, игра закончится. Знакома ли вам хоть одна сага, повествующая о викинге, который занял второе место? Вот и мне нет. Вся слава достанется первому. Но иногда вам придётся просто сидеть, опустив руки в ожидании похоронного звона своей победы.
Думаю, очевидно, что в игре Кнорр многое может зависеть от того, какие карты выйдут как на рынок, так и под низ игрового поля, но есть в данной игре и некоторое смягчение: если вы сумеете правильно построить свой движок, выкачивая валюты, к примеру, позволяющие использовать их вместо карт.
Исследования новых земель, в которых вы участвуете, также имеют небольшие столбцы наград (ПО, Рекрутов, Очки репутации и др), и каждый может получить эти награды, потратив необходимое количество товара - вышеупомянутые серебряные Браслеты.
Кроме того, на игровом поле присутствует шкала Репутации, по которой вы можете подняться, а она в своё время будет приносить вам дополнительные победные в начале каждого вашего хода. Так что вариант рабочий — прокачать Репутацию для лёгкого и бесплатного получения ПО.
По сути своей Кнорр - быстрый гейтвей на построение маленьких движочков и менеджмент ресурсов. Те, кто хочет создать качественный и работающий движок - не найдут этого здесь. Игра по своему игровому процессу ассоциируется у меня с классической Роскошью и Пряностями. Только "Выше, быстрее, сильнее". Выше - по вплетению тематики в игру и своей атмосфере, Быстрее - партии как минимум в 2 раза короче, Сильнее - потому как удовлетворяет все ожидания от себя за такое малое количество ходов и насыщает своим геймплеем за каких-то 10-15 минут (реальное время, которое уходило у нас на партии) и понравилась мне на любой состав.
Несмотря на вызванные во мне ассоциации, Кнорр предлагает какой-то новый игровой опыт и хорошо справляется со своей небольшой задачей.
Разыграйте карту, развивая свой движочек или ослабьте его, чтобы построить другой. Этот выбор поджидает вас на каждом ходу в Кнорре. Игроки строят каскадную таблицу из карт Викингов с чудесно прорисованными артами, располагая их в столбцы по цвету. Когда же в столбец в личной игровой зоне добавляется новая карта, она приносит все бонусы, изображенные на картах выше в своей колонке: очки, репутацию, браслеты и/или шлемы. К тому времени, когда в столбике собирается четыре или пять карт, ваш ресурсный движок поёт как тагельхарпа (североевропейский инструмент по типу арфы).
Однако радость от сего движка будет недолгой. Осознание того, что эти карты обречены рано или поздно попасть в колоду сброса, а братья-викинги отдали их в качестве валюты ради исследования порой омрачает ваш восторг.
Карты Исследования складываются над планшетом Корабля игрока как часть совсем иного двигателя с тремя дорожками-лентами, которые запускаются с помощью особой валюты. Один браслет активирует крайнюю левую дорожку, два браслета — первые две, а три браслета — все имеющиеся. Исследования также приносят игрокам при "покупке" мгновенные бонусы двух уровней: полезности (ресурсы) и славы (очки).
Поскольку действие Торговли может быть выполнено в качестве побочного (свободного/дополнительного) действия один раз за ход, соблазн заключается в том, чтобы придумать и запустить какой-нибудь фантастический самоподдерживающийся движок, который обогащает табло над вашим планшетом и удовлетворяет все потребности в ювелирных изделиях для его активации. Гениальность геймплея заключается в том, что вы должны построить движок Викингов и решительно, практически безжалостно разобрать его на лоскутки, чтобы добыть карты Пунктов назначения. Вы, конечно, можете потратить вышеупомянутые жетоны с изображением шлема (Рекрутов) вместо карт, но вам неизбежно придётся пойти на жертвы.
Шкала Репутации выглядит заманчиво, но продвижение по ней зачастую идёт крайне медленно. По мере продвижения маркера Репутации, в начале каждого хода игрока начинают просачиваться крохи победных очков и весьма соблазнительно продвигаться по одноименной шкале ради таких неторопливых безвозмездных ПО, но реальная цена в Кнорре — время.
Кнорр — это настоящая гонка до сорока очков, в которой вы можете ясно увидеть приближение конца. Вы наблюдаете, как столбцы викингов ваших соперников становятся длиннее, а пути исследований становятся пугающе мощными. Вы видите, как ваши противники обеспечили себе стабильный доход валюты и как они тратят свои шлемы с бережливостью и мудростью. Затем вы смотрите на картину перед собой и недоумеваете, как вы смогли очутиться в подобной неразберихе... Но, чего вы по настоящему не осознаёте, так это того, что каждый за столом находится точно в таких же непонятках.
Однако, даже если вы используете входящий в комплект игры специальный модуль, который открывает одну дверь (карту Артефакта) в каждой партии, ведущую к какому-то простому и косвенному бонусу, эта маленькая карточная игра будет быстрой и приятной. Действия игроков иногда инстинктивны, но всегда есть какая-то новая итерация, которую вам хочется рассмотреть.
Отдельное спасибо оригинальному издателю Bombyx, думаю, многие, как и я, захотели бы сказать за внедрение в игру по собственной лицензии "универсальному, инклюзивному и недискриминационному" языку ColorADD, ну а за локализацию данной игры на русский язык, стоит направить благодарности в адрес издательства Фабрики игр.
Несмотря на то, что Кнорр - это игра-гонка, он больше связан с этапами, чем с финишной чертой. Это игра, в которой нужно распознать возможности до того, как финиш покажется на горизонте, найти подходящий стиль езды и рассчитать время яростного рывка в конце. Мы получили огромное удовольствие от этого приятного филлера — больше, чем вы могли бы ожидать. Считаю, что данной статье в "Блоге о лучших настольных играх" самое место!
Always here for you, MaraKramar.