Ост-индская компания. Совместный проект издательства Звезда и Фабрики игр.
Добро пожаловать в годы 18-19-го столетий, когда торговля меж странами Азии и Европы обретала своё бурное развитие. Чай, специи, кофе и шёлк – это именно те товары, которые широко потребляются в Европе, а цена их покупки и продажи всегда была тесно связана со спросом и предложением. "Ост-индская компания" наглядно показывает игрокам и позволяет испытать эту систему, благодаря которой вы можете сделать целое состояние на рынке. Конечно же, если ваши планы не будут разрушены достойными конкурентами.
В этот раз игроки берут на себя роль владельцев крупной судоходной компании, которая ведёт рыночные отношения с обширными торговыми постами Индии. Им предстоит управлять своими судами и инвестировать в покупку как акций своей компании, так и акций своих конкурентов. А самое главное, игрокам нельзя ни на минуту выпускать из вида постоянно колеблющиеся рыночные курсы. Что предпринять наверняка: вложить свои деньги в фондовый рынок или в закупку товаров? Использовать быстроходные суда с небольшим тоннажем или же более медленные, но с большими трюмами? Что бы ни выбрали игроки, их стратегия неминуемо будет влиять на ход игры для их соперников на протяжении каждого Периода, от начала и до финала партии.
Продолжительность партии: 90-120 минут, 2-4 игрока, 12+
"Ост-Индская компания" представляет собой комплексную настольную игру европейской школы - экономическую стратегию с плотным взаимодействием игроков, где участники берут на себя роль владельцев торговых флотов, занимающихся экспортом редких товаров из Азии в Европу.
Игровой процесс наполнен конкуренцией с активным взаимодействием между игроками, обладает детализированными элементами и сочетает в себе различные игровые механики: от биржевых операций и размещения рабочих до закрытых ставок и стратегического экономического планирования.
*Данная статья является обзором на игру и не стоит искать в ней подробного пересказа правил. Задача автора - дать читателю общее представление об игре и передать личные впечатления от игрового процесса.
** Из книги правил: "Ост-индская компания" — это прежде всего игра без политических соображений. Историческая обстановка здесь только для того, чтобы усилить механику, которая идеально соответствует теме, которая ее окружает. "Ост-индская компания" — это игра-фантазия, основанная на исторических событиях, но ни в коем случае не документальный фильм. И её следует рассматривать как таковую». (вольный перевод автора с оригинала).
Внутри коробки с игрой вас встретит множество компонентов:
1. Игровое поле.
2. Планшеты Рынков – 2 шт. (По одному для рынков Европы и Ост-Индии).
3. Планшет Погрузки – 1 шт.
4. Планшеты Портов – 4 шт.
5. Плашки Продаж – 4 шт.
6. Плашки Расширения дока – 8 шт. (по 2 на каждого игрока).
7. Жетоны Кораблей четырёх цветов – 40 шт. (по 10 на каждого игрока).
8. Жетоны Акций компании четырёх цветов – 28 шт. (по 7 на каждого игрока).
9. Жетоны Президентских акций – 8 шт. (по 2 на каждого игрока).
10. Фигурки Агентов – 12 шт. (по 3 на каждого игрока).
11. Фишки Торговых постов – 8 шт. (по 2 на каждого игрока).
12. Фишки Продаж, Стоимости акций и Инициативы – по 1 на каждого игрока (всего 12 шт).
13. Фишка Фазы.
14. Фишка Периода.
15. Фишки Товаров – 114 шт.
16. Кубики Рынка двух цветов - 8 шт.
17. Карточки Рынка – по 20 для Европы и Ост-индии (всего 40 шт.).
18. Жетоны Золотых монет различного номинала – 120 шт.
19. Памятки игроков – 2 шт.
Добавочные компоненты для игры вдвоём или втроём:
1. Жетон Конца периода.
2. Жетоны Закрытого торгового поста – 2 шт.
3. Карточки Агентов – 6 шт.
4. Карточки Пунктов назначения – 9 шт.
Подготовка к партии.
Подготовьте игровое поле исходя из количества игроков, участвующих в партии и расположите его в центре стола.
Каждый участник выбирает цвет, которым будет играть и получает индивидуальный набор компонентов + планшет Порта и плашку Продажи.
Расставьте все маркеры (фишки) на соответствующие места и подготовьте колоды Торговли для рынков Азии и Европы.
Расположите фишки Товаров (маленькие деревянные кубики) на все светлые участки на планшеты Рынков в указанном на них количестве.
Бросьте 8 кубиков и разместите их выпавшими гранями на соответствующие рынки.
Вы готовы начинать игру.
Игровой процесс.
"Ост-индская компания" — это игра длиною в пять раундов на размещение рабочих, с механикой подбора и доставки товаров, включающая в себя куплю-продажу акций. В отличие от привычного в еврогейминге транспорта, вместо поездов или лошадей здесь используются корабли. Победить в партии сможет только тот игрок, что сможет "сколотить" самое крупное состояние.
Каждый будет управлять одной из четырех конкурирующих торговых компаний — британской, французской, голландской или шведской. Каждый раунд состоит из пяти фаз:
1) Размещение Агентов (в зоне выбора действий).
2) Фондовая биржа.
3) Навигация (в данной фазе игроки размещают свои корабли в одном из трёх торговых пунктов).
4) Погрузка товаров на лодки.
5) Продажа товаров на европейском рынке.
Список действий, доступных игрокам на этапе размещения Агентов (рабочих), разнообразен, но довольно прост. В свой ход игрок может покупать новые корабли, расширяя свой "флот" или заменять старые суда на улучшенные; увеличивать размер своего дока, для увеличения пропускной способности; строить Торговые посты, чтобы снизить для себя стоимость покупки товаров на определенных рынках; проявить инициативу и стать первым в очереди на погрузку; урвать для себя бесплатные маршруты и даже подсмотреть в будущее, узнав грядущую ситуацию обрушения или подъёма предложений на рынке товаров для большего контроля ситуации, а следовательно и заключения более качественных торговых сделок.
Любая возможность открыта для всех игроков каждый ход, с небольшими ограничениями. Ячейки действий распределены по кругу, и рабочие могут перемещаться только в соседнюю зону действий из того места, где они в данный момент находятся. (Есть исключение из этого правила, о котором я расскажу чуть позже, так как именно это немаловажное правило было упущено мной в первых партиях). Если вы намереваетесь использовать ячейку, которая уже занята другим игроком (или несколькими), то вы должны заплатить каждому игроку, чей Агент находится там, одну монету, прежде чем предпринять данное действие.
Ячейки действия "Покупка корабля", коих две, скорее всего, и у вас будут пользоваться наибольшим спросом во время партии в "Ост-Индскую компанию", так как парусные суда управляют фактически всем в этой игре.
Каждое судно ранжируется на основе его скорости и тоннажа (грузоподъемности). Более быстрые лодки прибывают в локации раньше, что позволяет им покупать товар, а позже и продавать его раньше более медленных судов. У каждого игрока в начале игры есть лишь два простеньких Галеона. Каждый из них имеет минимальные скорость и тоннаж, равные 1.
Покупка улучшенных кораблей становится доступной в зависимости от текущего раунда. Например, вы не сможете купить свои мощные четырёхзвёздные Пароходы до наступления четвертой эпохи, но уже на первом ходу вам доступны к покупке ваши однозвёздочные Ост-индец (скорость один, тоннаж два) или Шхуна (скорость три, тоннаж один).
Еще один важный момент, который я упустила в своих первых двух партиях: во время фазы размещения рабочих, когда агенты не находятся в удобных местах для возможности выбора желаемого действия, игрок может переместить этого рабочего в центр области выбора действий, фактически пропустив свой ход.
Последующие фазы в каждом раунде развиваются в довольно быстром темпе. "Ост-индская компания" — это игра с биржевым элементом, в котором некоторые элементы изменены для упрощения игрового процесса. Каждый игрок здесь является президентом своей компании и в начале партии получает две акции принадлежащей ему компании. После фазы выставления Агентов, наступает фаза Фондовой биржи, где все игроки могут покупать акции любых активных компаний, заплатив банку (не конкретной компании) за их акции по её текущей цене, которую определяет движение маркера по шкале вверху игрового поля. Разовая покупка определённой акции поднимает цену акций данной компании на один уровень выше. Также в игре есть уровни дивидендов, основанные на всё той же шкале.
В конце каждого раунда дивиденды выплачиваются акционерам, но в данном случае выплаты производятся уже самими компаниями, а не банком.
Это единственная часть "Ост-индской компании", которая мне кажется тематически несоответствующей. (Я избегаю слова «сломанный», но для ветеранов игр 18XX, будет странным тот момент, что вы не получаете инвестиционные деньги для лучшего управления своей компанией, в момент когда покупаются ваши акции, но при этом вас просят выплатить дивиденды позже).
Во время фазы Навигации игроки берут все корабли которыми владеют в руки, а затем объявляют остальным игрокам общее количество своих кораблей и их скорость. Далее в порядке инициативы все по очереди размещают одну из своих лодок в Индии, Ост-Индии или Китае на выбор (каждое судно размещается игроками взакрытую - рубашкой вверх). После того, как все лодки из личного запаса каждого игрока размещены, начинается фаза Погрузки, а вместе с ней и великолепнейший хаос, что может подарить игрокам "Ост-индская компания".
Сама по себе игра - крайне приятный и дружелюбный опыт ровно до этого момента. Каждый раунд игрокам приходится сдерживать бунт внутри себя, когда начинается покупка и продажа товаров, где кто-то из соперников внезапно забирает последние ресурсы с рынка или же, к примеру, шёлк, на который вы ставили всё, так и не выходит на этот самый рынок, заставляя ваши корабли возвращаться в порт с пустыми трюмами.
Непосредственно перед фазой Погрузки во время Навигации нужно учитывать еще одну вещь. Наблюдайте за действиями игрока, который выбирал возможность подсмотреть определенную карту Рынка предложения или спроса во время фазы размещения Агентов, (карту, которая будет открыта во время фазы загрузки и/или продажи). Значения этих карт добавляется к результатам публичных бросков кубика, которые проводятся в начале каждого раунда, а значит данным игрокам известно что-то о грядущих изменениях торговой обстановки.
Броски кубиков гарантируют грядущие добавление (предложение) или удаление (спрос) с планшетов Рынков определённого количества деревянных кубиков (товаров). Таким образом, игроки получают некоторую общедоступную информацию о текущем состоянии спроса и предложения на четыре товара в игре — чай (доступен во всех регионах), специи (Индия), кофе (Ост-Индия) и шелк (Китай). Но они не владеют полной информацией, хотя на обороте книги правил вы можете найти перечень всех карт Товаров и информацию о том, что каждая из них может добавить или вычесть из спроса и предложения в каждом раунде. Просчитать что-либо фактически нереально, так как из множества карт в каждой партии вы будете использовать менее половины, тщательно замешав колоды, разделённые по эпохам.
Погрузка всегда начинается с Китая. У любого игрока, у которого есть лодка в данной локации, есть шанс купить шёлк или чай первым, в зависимости от того, какие лодки окажутся самыми быстрыми. Скорость кораблей имеет решающее значение. Самая быстрая лодка, размещенная в каждом регионе, получает приоритет на выбор и покупку товаров, предлагаемых в данном регионе.
Чай можно купить на лодках во всех трёх регионах, но чай постепенно иссякает и наступает его дефицит, особенно к концу игры. Если игрок надеялся купить чай, но отправил свои лодки в Индию (Индия торгует последней, после Китая и Ост-Индии), есть большая вероятность, что все кубики товаров с чаем исчезнут, когда наконец наступит момент погрузки в этом регионе.
Становится очевидным: самые дешевые товары достаются игроку с самой быстрой лодкой, которая первой прибывает в регион. Когда в одну локацию набиваются четыре или пять кораблей игроков, вы можете рассчитывать на то, что некоторые из ваших планов будут разбиты вдребезги.
То же самое справедливо и для второй части торгов - во время фазы Продажи. Самые быстрые лодки, которые находятся выше в порядке инициативы, первыми продают их на европейский рынок.
Некоторое количество товаров можно задержать для будущих раундов в ваших доках, что подарит вам возможность продать свои товары вперёд самых быстроходных кораблей.
Однако даже если на рынке Европы вы не найдёте места с достойной ценой, все свои товары вы сможете продать по одной монете за штуку. Очень невыгодный ход, но всё же лучше, чем ничего.
Далее наступает фаза Дохода, в зависимости от размера которого определяется инициатива, вырученные за товары деньги переходят в активный запас, а фишка Периода (Эпохи) перемещается на одно деление вниз и начинается новый раунд.
Конец игры.
Наступает по истечению пятого периода, после финальной фазы Дохода. Игроки подсчитывают все имеющиеся у себя деньги, полученные в результате рыночных торгов и доход от акций, которыми они владеют.
Побеждает самый богатый игрок.
Итоговые мысли и впечатления.
Что я нахожу самым интересным в "Ост-индской компании", так это то, что её дизайн, как мне кажется, делает каждую из внутриигровых механик намного более доступной, чем иные аналогичные представители.
Корабли, представленные в "Ост-индской компании", я могу сравнить с поездами в играх 18XX, точнее принципы их работы. В большинстве игр 18XX, о которых я читала или в которые мне доводилось играть, вы начинаете без собственных поездов, как обычный инвестор. Поезда доступны вам лишь в общем пуле, и корпорациям приходится покупать поезда из ограниченного запаса. В ходе игры, обычно из-за продиктованной покупкой другими корпорациями новых улучшенных поездов системы, старый транспорт «ржавеет» и постепенно выводится из эксплуатации, заставляя игроков постоянно идти в ногу со временем, тратясь на всё более новые и дорогие поезда. Так и в "Ост-индской компании" игрокам предстоит избавиться от своих стартовых Галеонов, заменив их другими кораблями до наступления пятого Периода, иначе они попросту "сгорят".
В настольной игре "Ост-индская компания" у каждого игрока есть свой личный идентичный комплект из десяти лодок, так что никто никогда не ограничен в выборе торгового транспорта в эксплуатацию. Относительно экономики игры: покупка новых кораблей более чем доступна и не вызывает лишней перегруженности в распределении бюджета игрока. Только две из десяти предоставленных лодок (стартовые Галеоны), могут когда-либо «заржаветь», и то происходит это лишь в последнем раунде. Если игрок не успеет заменить эти корабли к концу игры, он, вероятнее всего, не выйдет из партии победителем.
Это сделало "Ост-индскую компанию" приятным сюрпризом для меня: данная игра - отличный способ познакомить ещё не набравшихся игрового опыта с более сложными играми или экономическими играми (чтоб наконец ощутили разницу между играми данного жанра и псевдоэкономической Монополией). Обучение игровому процессу довольно простое, после первого же раунда вопросы испаряются сами собой. Победные очки очень легко подсчитать: физические монетки на руках игроков плюс текущая стоимость акций, которыми владеет каждый из участников. Поначалу меня расстроило отсутствие на игровом поле какого-либо счётчика ПО (победных очков), но это так и не стало для нас большой проблемой.
Погрузка и Продажа — это фазы, которые по-настоящему оживляют партии в "Ост-индскую компанию". Процесс закупки товаров и их доставки к месту назначения в попытке получить достойнейшую (или хотя бы разумную) прибыль действительно интересен.
Изюминка данной игры - динамика спроса и предложения, которая неустанно вызывает колебания стоимости товаров, создавая раскачивание ситуации на рынке. Напряжение не оставляет игроков ни на минуту, ведь каждому из них необходимо просчитывать действия своих противников и предвосхищать их прибыль, предусмотрев самые неожиданные исходы и выстроить самую экономически успешную стратегию.
Драма и накал страстей присутствуют в игре, уживаясь в каждом Периоде наилучшим образом и в удовлетворительной мере, а "свежесть" партий не исчезает даже после нескольких регулярных игр.
Игра не идеальна (идеала в принципе не существует)). Как я уже упоминала, для игроков с определённым багажом настольно-игрового опыта за плечами, инвестиции в корпорации в "Ост-индской компании" покажутся немного странными, а первый раунд может соблазнить новых игроков инвестировать в тот момент игры, когда они еще не будут понимать значимость этого действия вовсе. Плюс к этому некоторое непонимание вызвало наличие только 2 памяток для игроков, хоть игра и рассчитана на состав до четырёх участников.
Но несмотря на приведённые выше минусы, я считаю, что "Ост-индская компания" — это весьма солидный игровой опыт. И у меня остаётся лишь один вопрос: «Почему я так мало слышала об этой игре?»
Always here for you, MaraKramar.