Довелось сыграть пару раз в "Уголь" от российского издателя "Хромой мипл" из Кемерово. Если коротко: игра выглядит страшненько, есть пара косяков в правилах на планшетах игроков, но игровой процесс приятный - ознакомиться при случае стоит. Если игру причесать, выпустить 2ое улучшенное и дополненное издание с продакшеном на уровне нового Brass или Плотины, то будет годно, ну и кризисности игре добавить. Авторы сейчас разрабатывают дополнение "Кокс", которое должно добавить кризисности. Поставить "6" баллов рука не поднимается, авансом поставлю семерку.
А теперь подробно:
КОМПОНЕНТЫ
Коробка - большая и нестандартная, но в игре много планшетов игроков, так, что свободного места там не так уж много. Планшеты (внезапно!) частично двуслойные, на планшеты аккуратно вклеен картонный трей, в котором удобно хранить диски действий. В игре используется аналогичная механика действий как в Eclipse: чем больше действий выполнил - тем больше придется в конце раунда заплатить.
Иконографика скорее функциональная, но не слишком симпатичная (по ощущениям как в старом издании Brass). Иллюстрации на картах технологий и специалистов простенькие, раскрывают суть работы технологии или специалиста.
Фишки действий и кубики угля отлиты из смолы, смотрится это не очень хорошо, но видимо пришлось экономить, чтобы уложиться в бюджет, играть ими можно, но диски действий хотелось бы заменить на деревянные. Кубики угля, кстати, кастомные, на одной из граней отчеканен значок "О" (обогащенный уголь), что удобно.
Вырубка жетонов местами оказалась не очень, жетонов много, но отделять их от панчборда нужно аккуратно, иначе сорвете с жетонов рисунок на краях. Хотя издательство обязуется заменять бракованные компоненты при обращении к ним. К качеству полиграфии карт претензий нет, за две игры вроде ничего не осыпается с краев.
Понравился жетон первого игрока, он же - счетчик раундов. Это кусок настоящего угля, который покрыт лаком, чтобы не пачкал вещи. Это прикольно, вот вы копаете в игре уголь и вертите в руках настоящий кусок угля.
Вообще нацеливайтесь на то, что в игре "Уголь" много серых, коричневых и черных тонов, при этом игре не хватает стиля и лоска нового издания Brass или Плотины.
ИГРОВОЙ ПРОЦЕСС
Игра идёт 6 раундов - в каждом раунде стараемся балансировать между количеством выполняемых действий и ценой, которую придется за них заплатить в конце раунда. Берем займы - отдаем займы, наращиваем производство, заключаем контракты, копаем разрезы и шахты, следим за теникой безопасности, обогащаем уголь, продаем уголь на внутренний и внешний рынок, рекультивируем истощенные шахты. Короче, есть чем в игре заняться.
Игре не хватает кризисности, для опытных любителей экономических игр не составит большого труда быстро разогнать свой движок на полную мощность, для игроков менее искушенных будет поначалу сложновато, но все устроено достаточно логично, чтобы освоиться в игре. В игре не чувствуется какого-то перегруза и сложных математических расчетов и это плюс.
В игре не так уж много взаимодействия между игроками: конкуренция на рынке контрактов и технологий, получение денег в ход другого игрока за выполняемое им действие, покупка угля на внутреннем рынке (при наличии построенного "торгового дома") возможна, только если кто-то из игроков на этот рынок что-то продавал.
ОШИБКИ В ПРАВИЛАХ И УТОЧНЕНИЯ (по ответам издателя)
Эффект рекультивации на планшете игрока "ИП Тунберг Г.С." правильно указан в правилах, на самом планшете написан неверно.
НА планшете "Техноуголь" бонусный эффект за выполнение всех действий строки "покупка карты специалиста или технологии" правильно указан на плашете, а в правилах написан неверно. Игрок получает по 1 р. за кажду своюу карту технологии/специалиста (не по 2 р.)
Уточнение по плашншету "Угольфинанс": игрок начинает с построенным "торговым домом", 1 фишкой в ячейке займа, но 20 р. за займ не получает.