Задумали как-то Ares Games расширить свою линейку по серии "Война кольца" и выпустить карточную игру, да такую, чтобы прям "исторично", в духе оригинала, и на большого брата была похожа, но чтоб не так много нюансов, и обязательно, чтобы игра хорошей получилась. Ну и еще, чтобы можно было не только вдвоем играть. Получилась ли? Поделюсь своими мыслями.
Пункт 1 - "Историчность"
Что представляет вообще из себя игра? Игроки делятся на две команды по два человека - свободные народы и тьма, каждый берет по колоде и начинается битва за Средиземье. Каждый раунд открывается одно поле сражения и один путь для братства кольца. Игроки шлепают туда карточки, кто кого перешлепал, тот и победил на пути или в сражении. По истечении 9 раундов, у кого больше очков, тот и победил. Также триггером победы является отрыв одной команды от другой на 10 ПО. Так вот, приверженность оригинальным событиям книги здесь реализована жесткой привязкой карт к полям сражений и путям братства. Например, Шелоб вы сможете разыграть только на пути с номерами 7-9, значит в последней части игры, а если вы сыграете ее на "Логово Шелоб", то еще и бонус получите. Первой мыслью на ум приходит следующее: а что делать, если Шелоб пришла в руку в самом начале игры? Бесполезная карта? Нет, все не так. Во время игры, когда вы разыгрываете карту, вы обязаны всякий раз скидывать другую карту с руки, тем самым как бы "оплачивая" ее стоимость. Получается, что Шелоб все же может пригодиться для того, чтобы сыграть в другую карту. Или она может принять участие в сражении на поле битвы, где могут участвовать Чудовища - её фракция. Или вы можете разыграть ее в резерв, если считаете, что эта карта важна настолько, что вы хотите приберечь ее на потом и не потерять в своей колоде. В общем, с "историчностью" все в полном порядке, эффекты карт очень тематичны и практически полностью симулируют собой события и действия персонажей книг. Но есть и обратная сторона медали: вам может показаться, что игра заскриптована и всегда идет плюс-минус по одному сценарию. Тут мы и подходим ко второму пункту.
Пункт 2 - сходство с большой "Войной кольца"
Я очень много наиграл в большую Войну кольца и могу сказать, что скрипта там нет, но у некоторых игроков может сложиться такое впечатление, потому что каждую партию стороны делают одно и то же, причем далеко не всегда разными путями. Но, дьявол в деталях, и, если в большом брате вашу игру зачастую определяют выпавшие карты, от которых вы можете оттолкнуться и построить свою стратегию, то в карточной войне кольца... вы будете удивлены, но все точно так же - все зависит от пришедших карт. Да, каждую партию свободные народы будут продвигаться братством вперед к Ородруину, а Тьма будет пытаться им помешать. Но как будет происходить процесс игры - зависит от прихода карт. Если с путем братства все понятно, то что с сражениями? В большой ВК силы Тьмы могут определять куда направить свои войска, а вот в карточной версии все работает несколько иначе. Я уже говорил о том, что поле сражения каждый раунд тянется случайным образом, причем каждый раунд поля меняются по принадлежности к игровой стороне. Получается, что, как бы в первом раунде Тьма нападает на Свободные народы, а во втором - наоборот. В общем то, Свободные народы нечасто могут захватить какую то крепость Тьмы (это справделиво для обеих игр), так что тут все справедливо. Но можно ли Тьме взять и напасть умышленно на какую то крепость? Тут с эти немного сложнее, чем в большой ВК. Есть карты, которые позволяют инициировать сражение за некоторые крепости, но этих карт нужно, во-первых, дождаться, а во-вторых, вовремя и успешно разыграть. Однако, несмотря на все это я удивлен тем, насколько хорошо в карточной версии была передана атмосфера старшего брата. Очень хорошая работа.
Пункт 3 - хорошая игра?
Получилась ли карточная ВК хорошей игрой? Однозначно, да. Но я хочу поговорить о другом: игра очень проста в плане правил, но крайне требовательна к навыкам игроков. И это ее главная проблема. Карточная ВК требует не только наигрыша, но и знания лора Властелина колец. И это, на мой взгляд, проблема. Если в большую Войну кольца можно было посадить человека, который про Властелин колец слышал только краем уха, рассказать ему правила, потратить еще 10 минут на разъяснение отличий Саурона от Сарумана, то он был готов играть, потому что игры с полем и миниатюрами визуализируют картину игры и человеку намного легче в ней адаптироваться - вот мои войска, я должен атаковать ими туда. В карточной ВК все сложнее - она абстрактна, битвы за поля сражений и продвижение братства носит абстрактный характер, который намного легче понять человеку, который знаком со вселенной, а вот проходимца, случайно севшего за партию может отвернуть от игры, ведь он искренне не понимает почему назгулов нельзя сыграть на путь "Совет Элронда".
А что там с навыками? Карточная ВК требует очень хорошего знания своих колод и противника и понимания того, в какой момент что может произойти в игре. Круто ли это? Да, если вы хотите разобраться в игре. Совершенно некруто, если вы заехали на одну партию, чтобы просто получить удовольствие. Это игра не для одной партии.
Пункт 4 - состав игроков
Я сыграл 4 партии: одну на троих и три на двоих. Забавно, что мне так и не удалось сыграть каноничным составом в 4 человека, но, кажется мне, что я увидел то, что дает эта игра и, мало того, дуэльный режим тоже хорош. Вообще, сам факт того, что предлагает разделиться на команды - уже большой плюс, таких игр мало и они всегда привлекают внимание. На мой взгляд, любой состав игроков в карточной ВК приемлем, но, скорее всего, 4 человека - самый оптимальный.
Пункт 5 - итог
Мне понравилась карточная ВК, она требует разобраться в себе, подметить игровые нюансы и приносит удовольствие, когда ты понимаешь, как работают карты и как синергируют между собой колоды. Однако, она может отпугнуть игроков как своей абстрактностью событий, так и чрезмерной, на мой взгляд, требовательностью к знанию вселенной. Это очень хорошая игра, но она очень требовательна к составу игроков, к их навыкам, к их погружению во вселенную и, если вы преодолеете все эти "но", то наградой будет служить классный игровой опыт.
Другие обзоры и мысли: https://t.me/bg_spot