Очень понравилась. Приятно играется, хочется погружаться вновь и в следующий раз сыграть еще лучше.
Крио - это евро средней (или чуть ниже средней) сложности с относительно быстрыми партиями. Основные механики - выставление рабочих, построение движка и ареа-мажорити.
Оформление. Изучал много мнений, и вкусы делятся примерно пополам: отвратное либо свежее/необычное/клёвое. От двух разных людей, которые никак не могли быть связаны, звучало слово "ретрофутуризм". От двух других не связанных друг с другом людей прозвучало, что оформление им напомнило мультфильм "Тайна Третьей планеты". В общем, игра однозначно разделит оформлением людей на любителей подобного и не оценивших. Отдельно отмечу фигурки дронов и капсул - дроны забавные, и очень хорошо, что они есть, плюс к тематичности; а капсулы оказались больше, чем я представлял на фото. Над компонентами в игре поработали с душой)
Механики. Старое-доброе выставление рабочих, которое всегда приятно играется, теперь имеет дополнительную фишку - действие "возвращение всех рабочих на планшет". Казалось бы, это должно сбавлять темп набора ресурсов и выполнения полезных действий... Но нет, когда планшет игрока настроен, возврат всех дронов может быть эффективнее любого иного действия. Таким образом, вспоминая Цолькин, важно уметь вовремя ставить и забирать рабочих, эффективно балансируя между получаемыми ресурсами и располагаемым в партии временем, которое тоже является важным ресурсом. Следующая механика - построение движка на планшете, который создают выкладываемые на планшет жетоны и под планшет карты. В Крио построение движка выглядит довольно созидательным процессом: у тебя полная свобода воли - какие жетоны брать, какие цепочки настраивать, чем ты будешь платить и что будешь получать, а также какие у тебя будут особые способности от подложенных карт. Третья механика - ареа-мажорити, встречается в евро не так часто, но работает хорошо в формате евро-конкуренции: все хотят поскорее разведать закрытые пещеры либо первыми занять наиболее жирную по очкам пещеру, чтобы другие туда уже не лезли (как в евро идёт гонка за жирные ячейки действий). Это придаёт игре ещё немного больше азарта и взаимодействия.
Крио имеет особенность в продолжительности партии. По сути, при средней игре, Крио будет напоминать кучу евро, где у тебя очень малое количество ходов и крутись как хочешь (Гранд-отель Австрия, Мерв, Виньос, Коимбра, Цолькин). Мне нравится такая ограниченность во времени, при которой в принципе тебе всё доступно, можно набрать ресурсов, сделать улучшение, дойти туда, прокачать то... только зодов на это всё не хватает. Поэтому игра вынуждает оптимизировать каждый ход. Оттого новичкам кажется, что игра слишком быстро заканчивается, а они ещё ничего не успели. Также триггер конца партии инициируется самими игроками: сначала есть определенное число жетонов, которые срабатывают каждый раз, когда кто-то возвращает дронов, но в конце (когда выкладывается последний жетон), начинаются игры разума и гонка за то, чтобы скорее выгрузить в пещеры капсулы, которые скопились у тебя на картах транспорта. А если кто-то уже сделал всё, что ему было нужно, он несомненно ускорит игру моментально, чтобы не дать другим догнать его по очкам, это ещё один пунктик взаимодействия.
Мне понравились карты и их многофункциональность. Каждую карту можно использовать как мощную пассивную способность на всю партию, как финальную цель для дополнительного скоринга либо как транспорт, без которого не обойтись при выгрузке капсул в пещеры. Карт всего 8 разновидностей, вроде не так много, да, но я бы не сказал, что это значительно снижает реиграбельность, как некоторые считают. Карты и их сочетания на старте попадаются разные, у тебя не получится каждый раз разыгрывать свой "идеальный алгоритм", каким ты его придумал, желаемые карты могут даже не прийти. Полагаю, с картами нужно играть тактически - строить планы от того, что уже имеешь. Ещё немного слов о картах, их имбалансности и чётком разбиении на тиры/уровни, как пишут некоторые пользователи. Как я уже сказал, в каждой партии на старте вам выпадут разные карты, а перебирать колоду в поисках новых - дело в любом случае затратное, потребует много ходов. По поводу имбовых карт. "Карта, которая дает тебе бесплатное доп действие при активации планшета - самая крутая в качестве улучшения" - не соглашусь, цепочка цепочке рознь на планшете. По опыту моих партий я ограничивался тремя цепочками, которые строил от пришедших карт и намеченной стратегии, таким образом подключённой четвёртой цепочки у меня не было (чтобы её создать, тоже нужно потратить действие и поставить жетон бонуса на планшет). Я подчеркну, что это свойство даёт доп действие на планшете, где а) нет стоящего дрона б) настроена цепочка. На мой взгляд, это требует излишних трат по настройке планшета, что не очень эффективно в игре-гонке. Вторая упомянутая карта - "где дают 2 очка в конце игры за каждую капсулу в грузовом отсеке". Скажу так... Это зависит от темпа игры в вашей партии. Если кто-то бежит скорее к концу игры, то капсулы в грузовом отсеке - это хорошо, пусть хоть что-то приносят, ты бы их всё равно не успел отправить в пещеры. Но если партия идёт неспешно, никто не ускоряет игру, то больше смысла в том, чтобы одним действием забрать эти 3 капсулы из грузового отсека, а следующим действием отправить их в пещеры, чтобы они поборолись в пещерах за ПО по ареа-мажорити, и большее представительство в пещерах очевидно принесёт больше очков.
Ну, и так, забавы ради. Лично я считаю лучшими картами другие: в улучшение лучшая карта "Сканирование" - которая позволяет смотреть закрытые пещеры и получать ресурсы при открытии каждой из них; а в качестве скоринга лучшей картой считаю ту, которая дает 1 ПО за факт присутствия в каждой уникальной пещере, вместе с быстрой разведкой эта карта работает отлично, и не заставляет вас делать что-то дополнительно или от чего-то отказываться. Ну, и с учетом этого, у каждого своя имба, у каждого свои предпочтения в том, какие карты являются лучшими. Игра не так проста.
В итоге я доволен "Крио" как представителем современных евро, с кризисностью числа ходов, с взаимодействием, с конкуренцией за всё, с возможностью построить свой движок, каким ты его хочешь видеть, с муками выбора по куче параметров (от места для дрона на поле до способа розыгрыша карты), ну, и с оригинальным оформлением. Полагаю, популярность на российском рынке обойдёт игру стороной, ну, значит пусть и остаётся отличным нишевым продуктом, как Мерв, как Коимбра, как ряд других игр.