К этой игре присматривался, когда ещё было только первое издание. Тогда отпугивали сложные правила на английском, сейчас уже есть локализация + ролики блогеров с разбором правил.
В итоге пол дня на просмотр роликов + пробная партия на двоих и оказалось, что правила вполне доступные и логичные. Первая книга отлично структурирована в виде справочника, очень удобно и быстро можно найти ответы на нюансы, которые требуют уточнения со стороны игроков.
Про саму игру: это не евро! Тут нету шкалы победных очков и размена "шила" на "мыло". Это некий симулятор истории на вашем столе с очень плотным взаимодействием между игроками. Понятно, что тут много условностей, но всё равно партия в итоге рассказывает вам небольшой отрезок альтернативной истории сложившейся в Европе при ваших манипуляциях. Можно было бы сказать "это настольная (и сильно сжатая и упрощённая) версия компьютерной Европа-универсалис", но есть одно важное отличие. В паксе мы играем не за империю/страну, а за банкиров плетущих интриги и влияющих на ход истории государств Европы. Кажется автор хотел раскрыть идею влияния корпораций на государства в современном мире, но разместил это в сеттинге среденвековья;) Во всяком случае описанные процессы очень актуальны и сегодня.
Перед партией на четверых, мы разложили две партии на двоих для разбора правил с игроками. И можно отметить, что на двоих игра ощущается более стратегично, можно просчитывать свои действия на несколько ходов вперёд. В партии на четверых так не получится, тк к твоему ходу ситуация на рынке сильно изменится. Кажется есть механизм от кингмейкинга. Точнее игроки, которые отстали от лидеров в достижении основных целей, могут мешать им выиграть и вести партию к разрешению по победе меценатства (условно: "не давай выиграть остальным и собирай значки мецената"). Понятно, что если один из игроков начнёт явно помогать какому-то другому, то тут ничего сделать не получится.
Довольно интересной является система действий, дающие сразу несколько противоречивых эффектов. Например старт ярмарки усиливает банкиров, давая им дополнительные деньги, но так же усиливает империи, к сопротивлению знати к махинациям банкиров. "Репрессии" концессий оппонентов сегодня приведут к прибыли и снижению вероятности чужих "выборов", но ослабят империю к "бунту" завтра. "Репрессии" знати сделают империю слабее к "кампании" сегодня, но увеличат вероятность успешного "заговора" завтра.
В нашей партии всё началось с того, что первым же ходом удалось получить контроль на самой сильно империей в игре - Османской (через коронацию). Дальше развивая успех установил контроль над всем востоком и начать даже его реформировать и превращать в республики. Но западным силам сначала удалось отрезать источник финансирования (увести черную ярмарку в Новгород), а затем устроить на востоке джихад и привести в упадок восточные провинции (тут нет "ваших" войск, они "коммунальные" и могут быть использованы против разных интересов). В завершении допустил ошибку пытаясь репрессировать агентов влияния на Османскую империю, и в итоге угнетённые же и провели народный бунт и вывели правителя из под влияния моего банкира. Всего за 3 круга из процветающего востока с зачатками прогрессивных идей всё превратилось в раздробленные малочисленные провинции под разными влияниями. Взлёт и падение империй на ваших глазах.
И даже поражение не расстроило, тк партия была напряжённой и главное выстроила мини историю с различными перипетиями средневековья.
Чем то вспомнилась немезида. После партии в которую тоже можно легко написать фанфик на тему выживастика просто описав партию. Но в немезиде всё вполне повторяемо, мне лично после двух партий стало скучно от отсутствия разнообразия. Условно вы всё равно посетите локации, только в разной последовательности и события будут не достаточно разными. В паксе же реиграбельность достигается тем, что в партии участвует меньше 30% от общего количества карт. И партии могут рассказывать очень разные истории. Может так получиться, что у вас не будет пиратов совсем, а может так, что они станут основной силой участвующей в махинациях банкиров. Епископы могут участвовать во многих интригах и кардинально менять расклад сил, а могут появиться только эпизодически не оставив никаких последствий. И многое другое.
Спасибо краудом за локализацию такой нишевой, но очень нетипичной и оттого уникальной игры!