Справочник настольщика. Общие понятия
Продолжаем составлять справочник «настольных терминов». В прошлый раз (статья здесь) речь шла об игровых компонентах.
Сегодня — об общих игровых понятиях. Все перечисленные ниже термины будут касаться, если не большинства, то уж точно множества настольных игр. Бóльшая часть понятий отражает те или иные абстрактные концепции, присущие нашему любимому хобби.
Однако, сперва внесем дополнения в предыдущий раздел о компонентах с указанием авторства дополнявших.
(Shatien) [Шатие́н / Ша́ти] — Nastolio:
Дополнение к термину «органайзер». У некоторых игр органайзер уже встроен в коробку.
Термин «инлей» — картонный или пластиковый вкладыш внутри коробки с игрой, фиксирующий входящие в комплект компоненты игры (например, колоды карт или миниатюры). Является уже встроенным в коробку игры, но не является полноценным органайзером, поскольку служит лишь для хранения компонентов и не всегда для удобного хранения.
Сергей (opcksheff) Шевчук — Nastolio:
Ранее мной ошибочно было указано, что слово мипл (meeple) было образовано от неологизма «mini people», на самом же деле от «my people» — мои человечки.
Итак, список общих понятий в настольных играх.
Аксессуары — предметы, которые используются в играх, но не добавляют правил и не меняют игровой процесс. Обычно аксессуарами называют всевозможные визуальные улучшения настольных игр, не входящих в состав базовой коробки: реалистичные ресурсы, заменяющие жетоны, фишки и пр., органайзеры, кубики с гравировкой изображений, взамен стандартным с числами, тарелки для бросания кубиков, протекторы и др.
Альфа-игрок — игрок, который берет на себя всю инициативу в командных играх. Альфа-игрок считается частой проблемой кооперативных игр, где игроки совместно противостоят игре. Такой игрок старается всегда принимать решения единолично за всю команду, указывать кому как играть, какие действия выполнять.
Асимметрия — особенность игры, при которой игроки имеют разные стартовые условия, доступные действия и условия победы. Примеры игр: Бухта Торговцев, Корни.
Баланс — способ уровнять шансы игроков на победу. Баланс в игре может быть достигнут несколькими способами:
- За счёт одинаковых условий на старте игры. В таком случае игроки изначально равны, они имеют одинаковый набор компонентов, ресурсов, способностей, возможных действий. Успешность игры зависит исключительно от действий игрока. Пример: Каркассон.
- За счёт незначительных изменений в стартовой раскладке игры. В этом случае игроки номинально равны, имеют одинаковые пути достижения победы, но на старте имеют разный набор компонентов. Например, один игрок имеет две монетки, другой — монетку и ресурс, а третий — два ресурса. Пример: Руины острова Арнак, Эверделл.
- За счёт опыта игроков. В таком случае даже при разных условиях на старте, игроки с одинаковым опытом игры имеют равные шансы на победу. Пример: Unmatched.
БГГ (BGG) — аббревиатура для обозначения сайта BoardGameGeek — «настольной Мекки».
Д6 — игральный кубик с 6-ю гранями. Также существуют «кубики» Д8, Д10, Д12, Д16, Д20 с соответствующим числом граней.
Даунтайм (ат англ. downtime)— время, которое игрок проводит, ничего не делая, ожидая, пока другие игроки завершат свои ходы. Чем меньше времени один из игроков проводит в бездействии, тем меньше игровой даунтайм.
Кингмейкинг (от англ. kingmaking) — ситуация, при которой игрок находящийся в проигрышной позиции может повлиять на результат партии и привести одного из игроков к победе. Обычно характеризуется играми с «перетягиванием каната», когда игроки имеют некоторые условия победы и постепенно приближают их в свою сторону. В таких играх может возникнуть ситуация, когда пара игроков близки к победе, а другие очень далеки от неё, однако, могут повлиять на победу в данной партии.
Игровая ячейка — группа людей, часто собирающихся вместе, чтобы поиграть в настольные игры. У каждого человека может быть несколько игровых ячеек.
Мастер — игрок, который руководит процессом, ведёт повествование, погружает остальных в игровой мир, описывает побочных персонажей и следит за соблюдением правил. Термин характерен для Настольных Ролевых Игр (НРИ), например, «Подземелья и Драконы».
Масштабируемость — зависимость изменения игрового процесса от числа игроков. Игра считается хорошо масштабируемой, когда она одинаково хорошо играется для любого заявленного в правилах количества участников.
Механика — часть системы правил игры, которая охватывает один общий или специфический функциональный аспект игры. В играх может использоваться от одной до множества различных механик, зависит от комплексности игры. О механиках будет отдельная статья.
Памятка — «шпаргалка» или справочная карточка, предоставляющая игроку краткую информацию по основным правилам игры, действиям, целям, последовательности ходов и пр. Часто памятки входят в состав игр, но могут быть и подготовлены самостоятельно.
Паралич анализа — эффект возникающий, когда игрок так увлекается анализом своего хода, что это вводит его в ступор. Сопровождается чрезмерным даунтаймом (см. выше).
ПО — аббревиатура термина «победные очки».
Победные условия — определенные игровые положения, которые должны быть достигнуты для победы. В некоторых играх победа достигается не за счет набора большего числа победных очков, а за счет достижения некоторых условий победы. Яркий пример — Иниш, где победа может быть достигнута при выполнении одного из трех условий победы.
Поинт-салат (от англ. point salad) — игра с большим разнообразием способов набора победных очков.
Протекторы (от англ. protect) — прозрачные «кармашки» для карт. Протекторы могут быть различных размеров и служат для сохранения внешнего вида игральных карт.
Рандом (от англ. random) — влияние элемента случайности на ход игры. Часто в играх с рандомом игроки практически не контролируют элементы, которые определяют их успех в игре. Существуют игры с контролируемым в разной степени рандомом, путем переброса кубиков, обмена карт и пр. Пример, игр с рандомом: Повелитель Токио, Мачи Коро.
Реиграбельность — способность игры оставаться интересной по прошествии нескольких партий. Показатель реиграбельности игры сугубо субъективный и определяется каждым игроком для себя самостоятельно.
Сет (от англ. set) — набор каких-либо компонентов игры. Набор карт, жетонов, миплов, Существуют игры с механикой сбора сетов, которые дают игрокам победные очки за наборы компонентов определенного вида. Пример: Билет на поезд.
Сетап (от англ. set-up) — начальный этап игры, в течение которого игроки подготавливают необходимые игровые компоненты. Также сетапом называют стартовую раскладку (стартовое расположение компонентов) игры на столе.
Сухая — чрезмерно механическая или лишенная тематики игра. Обычно ещё говорят «сухое евро».
Сценарий — набор правил, определяющий стартовые условия игры: начальное положение и количество бойцов, количество ресурсов, условия победы и т.д. Обычно термин применим к военным играм и играм с сюжетом.
Фиддлинг (от англ. fiddly) — частое и чрезмерное манипулирование игровыми элементами на столе. Потенциально может отвлекать от планирования и сбивать с толку ход игры. В пример, можно привести игру Сквозь Века где множество жетонов перекладывается с одной карты на другую, и далее, карты сменяются на рынке карт, жетоны двигаются по различным трекерам.
Хоумрулы (от англ. home rules) — «домашние правила» не предусмотренные официальной книгой правил и авторами игры.
Наш справочник настольщика ширится и растет на глазах. Очень надеюсь, что он хоть сколько-то облегчит жизнь начинающим настольщикам в будущем.
Друзья, продолжаю призывать вас дополнять предлагаемые термины и предлагать собственные по текущей тематике. А также подписываться на все мои ресурсы, ставить лайки, писать тонны комментариев.
Спишемся скоро!
ВКонтакте: https://vk.com/iboardblog
Телеграм: https://t.me/iboardblog