Project L/Проект L.
Обычно я пишу здесь небольшое тематическое вступление, но Project L совершенно не претендует на тему. Это холодная, довольно сложная абстрактная игра, в которой нужно разгадывать головоломки и быть максимально эффективным. Не будем больше терять времени, приступим к обзору!
Продолжительность партии: 20 минут, 1-4 игрока, 8+
Первоначально проект L был реализован через Kickstarter в 2019 году, а второй Kickstarter был запущен для его дополнения, выпущенного в конце 2021 года. В России же локализация стала доступна благодаря издательству Crowd games, а в этом году ими же для нас будет локализовано и долгожданное дополнение!
Проект L представляет собой игру, очень похожую на тетрис, и после того, как я несколько лет наблюдала ее на картинках и видео в интернете, но не имела возможности опробовать ее, я не то что бы жаждала поскорее это исправить. Однако, я осталась более чем удивлена, попробовав ее теперь, и очень рада её широкой доступности на сегодняшний день. Тепло от мысли, что таким же доступным уже в этом году станет расширение, обогащающее и без того самодостаточную и увлекательную игру.
Подготовка к игре.
Project L — это игра-головоломка в стиле тетриса, в которой игроки по очереди заполняют пазлы-головоломки на карточках, добывая различные части-фигурки по особым правилам, чтобы заработать очки. Игра включает в себя 10 различных типов «фигурок тетриса»: от размера 1 (1×1) до размера 4 (некоторая комбинация из 4 1×1). В проекте L очень простой набор правил, полностью объясняемый на справочных карточках (памятках) игроков. Обычно в своих статьях я даю краткий обзор правил, но я почти уверена, что смогу перечислить всё, что будет вам доступно, в паре предложений, так что именно так я и поступлю!
Перемешайте тайлы головоломок с черными и белыми рубашками по-отдельности. Белые тайлы выкладываются стопкой в игровой зоне (все имеющиеся), как и чёрные, но в количестве зависящем от числа игроков (12 тайлов на двоих, 14 на троих и 16 на четверых игроков). Откройте по 4 карточки из каждой стопки.
Игроки начинают игру с фишкой 1×1 и 2×1, памяткой и ничем более. На столе лежат 8 пустых пазлов, которые ждут своего заполнения. Игроки ходят по часовой стрелке, совершая по 3 действия за ход, до самого конца игры. В качестве действия вы можете выбрать 5 возможных:
1) взять новую головоломку (нельзя иметь больше 4-х незаполненных головоломок одновременно)
2) взять деталь 1×1
3) улучшить имеющуюся деталь на один размер (больше или меньше. Также можно поменять на такой же размер, но другой формы).
4) разместить детали на своём пазле (так, что бы деталь-полимино не выходила за рамки фигуры и не накладывалась на другие). После размещения менять расположение деталей нельзя.
Всё довольно просто!
Когда игрок полностью заполнил пазл кусочками, он считается завершенным. Игрок забирает все свои части из этой головоломки (они отправляются в личный запас), а сам пазл добавляет в свою стопку победных очков. Большинство головоломок дают игроку дополнительную фигурку тетриса, которую он может использовать для заполнения будущих головоломок; и обычно приносят 0–5 очков в зависимости от своего уровня сложности.
Игроки будут стремиться решать головоломки как можно эффективнее, и игра закончится после того, как иссякнет стопка пазлов-головоломок с чёрной рубашкой (в игре есть 2 вида пазлов. Легкие - с белой рубашкой и посложнее - с чёрными). В этот момент тот, кто наберет больше всего очков, побеждает в игре!
Мысли и впечатления.
Я играла в эту игру несколько раз, и каждая партия кажется отличной от другой и отличной в целом. Случайность при выкладке элементов при подготовке к игре гарантирует, что вы не сможете следовать одному и тому же пути в каждой партии, а значит, ваши темп и стратегия будут различаться от игры к игре. Проект L был очень хорошо принят всеми, кому мне довелось её показать, один игрок даже купил коробку себе, прежде чем закончить свою первую партию!
Геймплей (игровой процесс) Project L очень плавный. Игре очень быстро и легко научиться самому с помощью книги правил, а еще быстрее обучить правилам других людей. Удивительные элементы и двухслойные планшеты-пазлы прекрасно дополняют игру, просто заставляя всё в ней выглядеть очень стильно, гармонично сложенным и упорядоченным. Качество компонентов действительно на высоте и тактильно они очень привлекательны. Нет ничего более приятного, чем вставлять эти маленькие пластиковые детальки на свои местечки в ваших пазлах-головоломках.
Я думаю, что данная игра демонстрирует отличный баланс сложности и глубины. Правила просты и интуитивно понятны, но дозволяют достаточный простор. Когда вы играете, создается ощущение, что существует несколько способов выиграть, а множество вариантов того, что вы можете сделать в свой ход, (все они) являются жизнеспособными. Часто в абстрактах есть четкое «самое эффективное действие», которое нужно сделать в каждом ходе, а сама игра больше ориентирована на определение этого хода и его выполнение, но не на то, чтобы вы делали выбор. Здесь не тот случай!
Гибкость, которую я описала выше, снижает вероятность аналитического паралича, потому что вам не нужно планировать что-либо заранее, обычно всё гладко и хорошо «работает». Хотя вы можете при желании потратить время на проработку следующих нескольких ходов, мой игровой состав никогда не чувствовал в этом необходимости, поскольку игра взращивает ощущение чувства выбора и больших возможностей. Вы начинаете понимать, что можете играть на своих общих сиюминутных ощущениях в каждый конкретный ход, и в большинстве случаев это срабатывает без каких-либо трудностей. Мне очень нравится этот аспект игры, я думаю, что именно он делает игру по-настоящему уютной и расслабляющей.
Как я уже упоминала во вступлении, «Проект L» не претендует на тему, это чистая абстракция в самом абстрактном смысле. Я думаю, что в основном это нормально, но часто для игр такого веса наличие темы может помочь привлечь новых игроков. К счастью для Проекта L, тетрис знают все, поэтому заинтересовать игрой такой, какая она есть, довольно легко.
Все тайлы-планшетики пазлов в Проекте L довольно общие, то есть на самом деле в игре не существует пазлов, требующих определенных частей или наборов полиминошек для своего заполнения. Я думаю, из-за этого в игре есть некоторое ограничение более тесного взаимодействия игроков за счёт отсутствия дефицита полимино конкретных форм. Каждая головоломка очень гибкая.
Проект L — одна из самых плавных и даже "релаксационных" игр, в которые мне довелось сыграть за последнее время. Лично мне эта игра очень интересна, я люблю пространственные головоломки и конструкторы движков, а здесь я наблюдаю действительно интересную реализацию обеих этих механик. Я думаю, что дам общую рекомендацию «всем» — если у вас будет возможность сыграть в Проект L, обязательно попробуйте!
Always here for you, MaraKramar.