2020. Полуночный топ.
В жизни каждого настольщика рано или поздно это происходит. Момент, когда он делает топ. В конце года (или начале следующего) многие игроки составляют свои топ 5 (или 10) лучших игр.
Я решил пойти дальше, и составил ТОП ВСЕХ ИГР, в которые
мне удалось сыграть за весь 2020й год.
Так а почему топ "полуночный"? Потому что птица я приоритетно ночная (филин какой-нибудь), и писал этот топ тоже ночью.
Целый год я записывал каждую партию в каждую игру, которую мне довелось опробовать, и вот, что у меня получилось: за этот год я сыграл 282 партии в 130 разных игр. А значит и мест в данном топе будет ровно столько же - 130. Однако, это не так просто присудить каждой игре своё место. Тем более, когда их СТОЛЬКО. Поэтому я составил таблицу, в которой каждой игре дал оценку по нескольким параметрам:
- «Хотелось бы мне сыграть в эту игру ещё?» - Думаю, тут пояснения излишни. Данную категорию я оценивал по шкале от 0 до 2, где:
2 - предложу сам
1 - буду не против
0 - откажусь - «Хотел бы я иметь эту игру у себя в коллекции?» - Как и многие настольщики, я - коллекционер, а значит для меня довольно важным моментом будет хочу я себе данную игру или нет. Здесь разброс уже немного побольше – от 0 до 3, где:
3 - хотел и уже имею
2 - добавил бы к себе
1 - оставлю, если появится
0 - не добавлял бы, если появится - избавлюсь - «Стал бы советовать другим?» - Если игра хороша, мы захотим показать её другим, а если нет, наоборот - постараемся уберечь других игроков от траты своего драгоценного времени. Тут разброс будет такой же, как и в первом критерии - от 0 до 2, где:
2 - отличная игра, рекомендую!
1 - ну, норм, свою аудиторию найдёт
0 - фуфуфу, спрячьте это подальше и не вытаскивайте - «Длительность партии» - Длительность партии очень важный момент для каждой игры, ведь какой бы классной она ни была - она должна вовремя закончиться. Эту категорию я решил оценивать по шкале от 1 до 5, где:
5 - интерес не угасал, длительность оправдана
4 - мне не хватило
3 - ближе к концу интерес начал пропадать
2 - ждал, когда уже игра закончится
1 - интерес к игре пропал, не доиграли - «Количество партий за год» - На этом пункте я бы хотел остановиться чуть подробней. За этот год такие сервисы, как TTS или BGA стали очень популярны среди настольщиков, ведь во время самоизоляции позвать кого-то к себе или пойти поиграть к кому-то было практически невозможно. А значит и партий на подобных сервисах было сыграно немало. Но! Я решил учитывать только те партии, которые были сыграны мной вживую.
- «Личная оценка игры» - А здесь нас встречает классическая десятибалльная оценочная шкала, за основу которой я взял описание оценок на Nastolio. Оцениваем по шкале от 1 до 10, где:
1 - отвратительно, вообще не стоит внимания
2 - ужасно, играть невозможно
3 - плохо, мне не нравится
4 - "послевкусие" так себе
5 - средненько, есть спорные моменты
6 - нормально, ничего особенного
7 - хорошо, приятно играется
8 - очень хорошо, всё на месте, отлично играется
9 - отлично, всё понравилось, минусов нет
10 - одна из лучших игр, в которые мне доводилось играть
После того, как каждая игра оценена по всем категориям, мы считаем всё это по очень простой формуле:
Сыграл бы ещё + Добавил бы к себе + Стал бы советовать другим + Длительность партии + (Количество партий * 0,01) + Личная оценка игры = Число, которое поможет нам определить место любой игры в данном топе!
Но кому нужно простое перечисление игр? Да, это топ из целой кучи игр, но всё же. У меня ведь кроме места есть ещё и мнение о той или иной игре! И я не могу им здесь не поделиться! При этом, я почти уверен, что никто в здравом уме не станет читать всю эту простыню текста. Но если вы почитаете хотя бы о тех играх, которые вам интересны, это уже будет значить, что писал я всё это не зря.
Ну да ладно. Что-то я затянул вступление. Приступаем!
130 место - Подземелье. Гробница повелителя мёртвых
Эту игру мне описывали, как несложное приключение по типу подземелья и драконов. С монстрами, квестами, прокачкой и прочим. И, по сути, так оно и есть. Но, по какой-то причине, эта игра не работает. Монстры не особо то и опасные, квесты простые и неинтересные, прокачка банальная, а сама игра просто напросто скучная. Возможно, стоит дать ей ещё один шанс, или хотя бы другим играм этой серии, но пока что - одно из главных разочарований.
129 место - Страдающее средневековье
Игра, которая берёт не игрой, а темой. И, к сожалению, кроме темы тут почти ничего нет. Как по мне, это одна из тех игр, которые на "поржать со смешных картинок" во время каких-нибудь пьяных посиделок. Хотя, если относится к этой игре слишком серьёзно, возможно и играть в неё получится по-серьёзному. Но я очень сомневаюсь, что авторы игры закладывали какой-то глубокий смысл в игру, в которой "Коля" девок из соседних городов зазывает при помощи своих "причиндалов".
128 место - POW!
Незамысловатый и даже немного глупый филлер на бросание кубиков. Бросай кубики, если хочешь - перебрось до 2х раз, разыграй значения. В конце игры - посчитай очки. При всей моей любви к супергеройской теме - данной игре это не помогло.
127 место - Wanted!
Довольно простенькая игра на реакцию. И я довольно хорошо к ним отношусь. Но я не люблю, когда в таких играх нужно что-то выкрикивать или каждый раз делать разное действие на разные ситуации.
126 место - Экслибриум
Я люблю комикс-вселенную Bubble, поэтому мне были весьма интересны игры, которые сделаны на её основе. Но данную игру я просто не понял. Возможно, мы в неё не правильно играли, нужно будет попробовать ещё раз. Но пока так.
125 место - Гембло
Одно могу сказать точно - у игры хорошее оформление и компоненты. Но сам процесс не доставил мне никакого удовольствия.
124 место - Второй шанс. Смерть музыканта
По поводу этой игры у меня были очень двоякие чувства. Мне очень понравился игровой процесс. Люблю тематику путешествия во времени и предотвращения каких-либо бедствий. Во время партии чувствовалась эта "спасательная" атмосфера. Но в конце игры всё ограничилось банальным подсчётом очков. И это полностью испортило впечатление обо всей партии.
123 место - Картографы
После этой игры я понял, что мне не нравятся игры roll (flip) & write. Сама по себе игра не так плоха, но мне в ней не хватило взаимодействия между игроками. Почти во всех следующих играх такого жанра есть хотя бы немного взаимодействия или соревновательности (кто первый - тот получит больше), тут я этого не заметил.
122 место - Fluxx. Marvel
У серии Fluxx есть много различных вариаций. Но Marvel-версия мне нравится куда меньше, чем другие игры серии. Хотя карточки тем здесь довольно любопытные.
121 место - Блеф
Я не понимаю, как можно блефовать, опираясь на неконтролируемый рандом. Я пытался, правда. И в одной партии я даже выиграл. Но моей игры в той партии не было. Я всего лишь подбирал цифры наугад "авось повезёт". Из плюсов - правила тут довольно простые. Поэтому, если люди захотят что-то на 0,000001% умнее и хитрее мафии - я предложу им блеф.
120 место - Русский Манчкин
Если вы хорошо относитесь к Манчкину, а фэнтезийная база вам уже поднадоела, Русский Манчкин - отличная альтернатива. Отдельно хочется отметить, что это игра, сделанная в России совместно с SJG, поэтому иллюстрации и шутки здесь максимально понятные русскому игроку. К сожалению, смешные картинки - это всё, чем может данная игра порадовать. Разнообразием карт она не балует. Есть, конечно, новая механика "времён года", но по факту - это те же подземелья.
119 место - Космополис
Самое забавное - я не могу вспомнить свои ощущения от этой игры. Я лишь помню, что решил дать этой игре ещё один шанс, чтобы опробовать её уже будучи более "опытным" настольщиком.
118 место - Кахут
Простая игра, не требующая больших мозговых усилий. Так ещё и кооперативная. Тянешь монстрика, выполняешь его задания, радуешься жизни. Иногда такие игры очень нужны людям. Они дают мозгам отдохнуть. Но для меня эту нишу заняли совсем другие игры. А Кахут - тихо и мирно проходит мимо.
117 место - Фобия
Идея у игры классная. Игра, в которой нет никакой книги правил. Вы просто открываете коробку и сразу начинаете играть. В этом большой плюс для тех, кто только начинает знакомиться с настольным хобби и хочет попробовать что-то интересное, но не сложное. Игра постепенно вводит новые правила, меняя игру прямо на ходу, что для новичков так же будет большим плюсом. Но вот более опытным игрокам может быть просто скучно в неё играть. Она довольно медленно раскачивается, а самый движ начинается только к середине колоды. И тут, сами понимаете, не все захотят дожидаться этого момента.
116 место - Остров духов
Тема у игры просто бомбезная. Вы играете за духов, которые хотят защитить свою землю от жадных до ресурсов колонизаторов. И вам не чужды самые изощрённые способы запугивания наглых людишек. Но, к сожалению, всё сводится к банальному просчёту самой удачной комбинации действий, что меня очень огорчило. Из всего многообразия действий, которые вы с товарищами можете совершить, вам нужно выбрать один самый полезный вариант - кто какие карты и в какой последовательности будет разыгрывать. И на деле это куда скучнее, чем звучит на первый взгляд.
Говорят, что дополнение меняет игру в лучшую сторону. Что ж, посмотрим. Дадим ей ещё один шанс.
115 место - Tzolk'in. Календарь майя
Есть такой вид игр, где есть какой-то уникальный элемент, который выделяет такие игры на фоне остальных. И это именно тот случай. Тот самый "календарь", который определяет местоположение рабочих - заслуживает называться произведением искусства. Но... сам игровой процесс доставил мне не так много удовольствия. В подобных играх зачастую нужно стараться успеть везде хотя бы по чуть-чуть, но тут это работает не так. Также, я остался недоволен правилом размещения и возвращения рабочих. Это нельзя делать в один и тот же ход, что делает очень кризисной и без того кризисную игру.
114 место - Эволюция. Новый мир
Я не люблю Эволюцию. Мне кажется, что она всё ещё поломана. Несмотря на все её "апгрейты". По сути, значение имеет только последний раунд, ведь до него все ваши животные будут беспощадно есть друг друга. Из плюсов - это отличная игра для тех, кто только начинает знакомится с настолками. Она довольно проста в освоении и дружелюбна к новичкам. Да и новый дизайн пошёл её на пользу. Отдельное спасибо за "киндер-сюрприз" внутри игры.
113 место - Гравити Фолз. Спасти Пухлю
Это чуть более сложные "змеи и лестницы". И эта игра хороша. Такие игры нужны людям, ведь игры должны в первую очередь расслаблять, с чем данная игра отлично справляется. И всё было бы хорошо, но есть "Большая бродилка", которая во многом превосходит эту игру. Однако, "Спасти Пухлю" всё равно будет востребована, ведь это Гравити Фолз.
112 место - Fantastic Park
Чем-то напомнило мне сложное домино. Вы выставляете тайлы на поле или поверх других тайлов, и в конце каждого раунда получаете очки за те группы зверей, которые остались на вашем последнем тайле. И так несколько раундов. Из плюсов - игра очень мозголомная. Чтобы победить, нужно уметь хорошо просчитывать как свои действия, так и возможные действия противников. Однако, тема игры с игровым процессом абсолютно никак не связана, что немного расстраивает.
111 место - Королевство Кроликов
Именно после партии в кроликов я осознал, что не люблю драфт. А именно - у меня не получается следить за тем, что нужно остальным игрокам. Я себе то карты с трудом выбирал, а тут ещё нужно понимать, какие карты нужны противникам и стараться не дать их им. В добавок к этому, очень яркое оформление. Когда играешь вчетвером очень сложно смотреть на игровое поле. Глаза разбегаются и не можешь сориентироваться, где что.
110 место - Mr. Jack Pocket
Дуэльная игра с тайными ролями. Ну, не совсем с ролями - тайная роль тут только у одного игрока. И второму нужно успеть за определённое число ходов эту роль вычислить. Игрушка не сложная, играется быстро. Но, как по мне, есть более удачные альтернативы. Но тема тут ложится прям хорошо.
109 место - Лаборатория
Отличная семейка для игры с детьми. Правила очень простые, а компоненты просто бомбезные. Чего только стоит сам диспенсер. Но для более опытного игрока она может быть довольно скучной.
108 место - Дорожные сети
Тут оставлю сразу обе версии игры, так как партия игралась по самым базовым правилам без каких-либо доп усложнений. Классический Roll & Write. Бросаем кубики, рисуем на своём поле то, что выпало, пытаемся набрать на этом как можно больше очков. Меня не зацепило. Возможно, с доп правилами моё мнение изменится, но пока так.
107 место - 7 Драконов
У игры довольно красивый арт. Тема на механику ложится так себе, но играется оно довольно приятно. Каждый игрок должен собрать на поле "цепочку" из нескольких карт с определённым драконом. Каким? Для каждого игрока свой дракон. При этом - это тайная информация, которая позволяет вам блефовать и заставлять противников играть карты в нужные вам места.
106 место - Монополия. Сделка
Игра, которая в последней партии разочаровала меня так же сильно, как и порадовала в самой первой. Сперва было сыграно около десяти партий подряд. И проскользнула шальная мысль, что это по-настоящему хорошая монополия. А потом мы перечитали правила, поняли, что играли один момент неверно, сыграли ещё пару раз и больше никогда её не доставали...
Но, хочется отметить, что это всё ещё лучшая монополия из всех возможных. И играется она не 4-5 часов.
105 место - Роскошь
В этой игре очень классные игровые компоненты. Перебирать в руке фишки-драгоценности - это отдельное удовольствие. Но, к сожалению, сам процесс мне показался довольно унылым. Правила у игры довольно просты и понятны каждому, но почему-то игра меня не зацепила. Нужно будет попробовать ещё раз.
104 место - Корни
Долгое время никак не мог подступиться к этой игре. Вокруг неё было много хайпа, а меня такое обычно отталкивает. Но попробовать всё равно хотелось. В итоге, я получил от неё совсем не то, чего ожидал. Перед партией я был уверен, что это комплексная ассиметричная игра на контроль территорий, партия в которую займёт у нас часа 1,5 времени (играли вдвоём). В итоге всё оказалось так за исключением одного - мы сыграли за полчаса. И после партии я такой: "И это всё?.."
Одним словом, я не понял этой игры. Обязательно сыграю ещё несколько раз за другие фракции и разным составом, но пока что эту игру я не оценил.
103 место - Между двух замков безумного короля Людвига
Из хорошего - это довольно непростая игра на большое кол-во человек (таких игр не так много). Вдобавок к этому, строить замки реально интересно. Но, у меня не получилось в неё играть ради победы. Эту игру, как мне кажется, не так просто просчитать. Типа, чтобы победить вам нужно построить два классных замка, но нужно сделать это так, чтобы замки были не слишком классными, иначе победите не вы.
102 место - Последний день Атлантиды
Это злая игра. Даже не так. Это ОЧЕНЬ ЗЛАЯ игра. Но тем она и хороша. В эту игру нужно играть именно так, чтобы не только успеть набрать себе побольше очков, но и как можно сильнее насолить противникам. Поэтому, крайне не рекомендую играть в это с обидчивыми людьми. Они не оценят (а поддаваться тут нет никакого смысла). Но! Если вы нашли компанию, которая без труда не переносит обиды из игры в реальность - обязательно попробуйте эту игру с ними!
101 место - Криптид
Игра, которая очень впечатлила меня своим игровым процессом. Это по-настоящему умная игра. Всё, что вам нужно сделать - вычислить, на каком одном гексе находится криптид. А чтобы это узнать, вам нужно понять, какие подсказки по его местонахождению есть у других игроков. Однако, после нескольких партий интерес к игре может полностью пропасть, ведь стоит вашим менее наигранным товарищам сделать пару ходов и вы уже знаете наверняка, где находится криптид.
100 место - Jackal & High
Если вы любите рисковать, то эта игра для вас. Удастся ли вам на нескольких кубиках выкинуть нужные значения? Будете ли вы рисковать, выкладывая эти кубики на карты, надеясь, что в следующие разы вы выкинете нужные комбинации? Всё это зависит только от вас.
99 место - Корова 006
Максимально простая игра. Если хочется чего-нибудь лёгкого, быстрого и незамысловатого, то корова 006 - один из лучших вариантов. В добавок к этому, отлично подходит для игры с новичками. А всё благодаря тому, что по настроению она похожа на простенькие карточные игры типа "Козла".
98 место - Расхитители подземелий
В самом начале топа я упоминал про игру подземелье. Отмечал, что она является своеобразным "лёгким приключением в подземелье". Эта игра - ещё проще. Но удовольствия она мне принесла гораздо больше. Сама игра, по сути, кооператив. Но это топ вид коопов, где каждый сам за себя, что тоже довольно интересно. Вы друг другу сильно не мешаете, но и помогать тоже сломя голову не бросаетесь.
97 место - Red 7
Это одна из самых дешёвых и маленьких гипер мозголомных игр. По сути, у игры есть несколько уровней сложности. Так что почти каждый игрок сможет подобрать уровень сложности под себя. Но есть одна забавная деталь - чем более сложный уровень вы выберете, тем проще вам будет играть. Казалось бы, это как? А вот, в чём секрет - когда вы играете в самый простой вариант - вы только вливаетесь в игру и начинаете понимать, как она работает, но вы очень скованны в своих действиях. И, чем больше новых правил вы будете добавлять, тем больше вариантов действий у вас будет. Именно это и будет усложнением, которое может упростить вам игру.
96 место - Шериф Ноттингема
Если вы не готовы отыгрывать условно-ролевую составляющую этой игры - не садитесь за неё. Это тот тип игр, который требует активных переговоров, торгов, подкупа и прочих подобных махинаций, которые так или иначе будут связаны с вашим капиталом.
95 место - МагоМаркет
Я не люблю игры в реальном времени. Я не люблю коопы, где все играют за всех. МагоМаркет - это игра в реальном времени, где все в коопе играют за всех. И она мне нравится. Она довольно проста и вмещает в себя большое кол-во человек. Играть в неё было реально интересно. Но после второй партии весь интерес как испарился. Да, реиграбельность у неё хорошая (локации каждый раз будут в разных местах), но каждую партию игроки будут выполнять одну и ту же (не такую уж и сложную) задачу, что не может нравиться вечно. Из хорошего - наверняка будет отлично играться с детьми лет 8-10. Тут и ребёнок будет развивать навыки командной работы, и обиды никакой на родителей не будет, если партия будет проиграна (проиграют то все вместе).
94 место - Звонго
Эта игра забавная. Правила элементарные, играется за 5 минут, да и сыграть в неё можно несколько партий подряд - не надоест. Нужно собрать магнитом все колокольчики своего цвета. А ещё не собрать чужие колокольчики. И не ронять свои. Вот и все правила!
93 место - The Mind
Игра, в которой я никогда не доходил до победного конца. Правила - элементарные. Но сколько эмоций она вызывает.
Долгое время я относился к ней очень скептически (хотя, наверное, и сейчас так отношусь), но если кто предложит - я никогда не откажусь в неё сыграть. А иногда и сам предложу.
92 место - Детектив. По естественным причинам
Это бесплатное промо-дело к игре "Детектив. Игра о современном расследовании". Зачем оно нужно и почему его раздавали бесплатно? Чтобы игроки смогли попробовать детектива "на зуб", оценить игровой процесс и понять для себя, нравится ли им такой тип игр, или нет. Конкретно это дело было довольно простым, но при этом интересным. Оно как раз дало "попробовать" детектива. И мне понравилось. Особенно хочу отметить интернет-базу данных - это просто гениально. Но, к сожалению, не могло быть всё так гладко - финальный отчёт разочаровал. В конце каждого дела нужно отчитаться обо всём, что удалось выяснить за игровую партию, и этот отчёт выглядит, как несколько вопросов с четырьмя вариантами ответов (конкретно здесь), что меня крайне разочаровало. Ведь при таком раскладе можно без особого труда добрать некоторую информацию из других вариантов ответов (как это получилось у меня), мне это не понравилось. Поэтому я придумал немного другой способ отчёта - один игрок зачитывает вопрос, но не варианты. Остальные игроки совещаются и дают свой собственный вариант ответа. Если среди перечисленных вариантов есть нужный ответ - игроки продолжают отвечать дальше. И так до победного. Таким образом это будет уже куда больше походить на детективный отчёт.
91 место - Хеллбой
Игра отлично подойдёт всем любителям вселенной Хеллбоя. Атмосфера здесь на уровне. Но сама игра не произвела на меня большого впечатления. Сам я не фанат данной вселенной, возможно всё дело в этом. Очень порадовала система боя в игре - бой на кастомных кубиках разного уровня крутости. Эту же механику я позже увидел и в других играх, но Хеллбой стал для меня в этом плане первооткрывателем. Миньки персонажей и монстров также весьма неплохи. Но есть один существенный минус - в базовой коробке очень мало контента. Там, по сути, всего один тип монстров, которые довольно быстро надоедят. Игра требует дополнений. Но... Скорее всего их на русском не будет, так как проект был скорее всего фановым и делался на чистом энтузиазме.
90 место - Цитадели
Как и "Между двух замков безумного короля Людвига", цитадели - это не простая игра на большое кол-во человек. Я не могу назвать её сложной, но и простой её тоже не назвать. Скажем так, цитадели - это своеобразная ступенька из мира супер-простых в мир более сложных и комплексных игр. Что ещё очень здорово в этой игре - она отлично масштабируется. В неё отлично можно сыграть как в большой компании на 6-8 человек, так и в чисто дуэльном варианте.
89 место - Сумеречная борьба
От этой игры у меня болел мозг. А такое бывает довольно не часто. Игровой процесс при этом довольно простой: вы играете по очереди карты, и можете разыграть их в виде события или очков действия. Но сколько за этой простотой скрывается тактических возможностей, это просто жесть. Сама игра, по сути, является перетягиванием каната и контролем территорий, хотя многие назовут её варгеймом (в чём тоже есть доля правды). Мне довелось сыграть с довольно опытным игроком и, естественно, я проиграл, хотя держался на высоте (играли мы около трёх часов в весьма неплохом темпе). Я, безусловно, хочу сыграть ещё раз, но я понимаю, что мозг у меня опять будет болеть.
88 место - Квест в коробке. Загадка усадьбы астролога
Одним скучным вечером на какой-то далёкой пыльной полке мы нарыли эту игру. А так, как среди нас был большой любитель квестов, мы решили обязательно в неё сыграть. И сыграли. И это оказался довольно приятный квест. У него была довольно интересная история. Загадки были не простые, но и не супер-сложные. Да и финал истории был довольно неожиданным. Из плюсов - это хороший квест для тех, кто только начинает пробовать игры такого жанра. Из минусов - сейчас уже есть большое кол-во квестов, которые будут дешевле или интересней, чем этот. Но если эта коробка как-нибудь попадётся вам на глаза - сыграйте, не пожалеете.
87 место - Comparity. Суперлюди
Глупая и смешная игра про крутые и не очень сверхспособности. Тематика - моя. Мне прям очень нравятся игры на подобную тему, поэтому как-то мне попалась на глаза коробка с игрой и я решил изучить её. Это простая игра на выкладывание карточек по порядку возрастания. А порядок этот определяется забавными суперсилами, которые могут быть совсем дурацкими, а могут быть очень даже ничего. Также у игры есть несколько режима, и я очень рекомендую попробовать их обоих.
86 место - Остров кошек
Это отличная семейная игра. Очень добрая в плане темы, но очень серьёзная в игровом процессе. Ну серьёзно, это же игра про спасение котиков! Хотя этих котиков ещё фиг разместишь. То им рыбы мало, то переноски дырявые, то хотят рядом лежать, то по краям корабля разбегаются. Так ещё и мышей не всегда хотят ловить! Ну а если серьёзно, это хороший вариант для тех, кто хочет потихоньку переходить от простых семеек к более сложным и прошареным. Если же ваша компания предполагает и тех, и других, то у игры есть более лайтовый режим, который позволит всем по достоинству оценить эту игру.
85 место - Oh My Goods. Королевские Товары
Если вы искали хорошую евро игру за небольшую цену - поздравляю, вы её нашли. Нет, серьёзно. Это игра на построение движка, но ведь таких игр много, в чём её особенность? А в том, что в игре почти все карты можно использовать сразу несколькими способами. Здесь у вас не будет большой кучи маленьких колод, каждая из которых будет нужна для чего-то одного. Здесь будет одна большая (+ несколько отдельных стартовых карт), и каждая карта из этой колоды может разыгрываться несколькими разными способами, которые будут полностью отличаться друг от друга. И помимо всего этого - в коробку сразу и дополнение положили! А оно вводит ещё больше разнообразия в и без того хорошую игру.
84 место - Аббатство
Существует много неплохих игр, в которых хорошо всё. Кроме оформления. Аббатство - один из таких случаев. Условная тема игры - книги. А если быть точным, про священные писания. При этом, оригинальное название игры - Biblios. И оформление в виде книги отлично к нему подходит. Но вот со словом "Аббатство" оформление никак не вяжется, от чего многие на эту игру толком и внимания не обращают. А очень зря. Игра необычная.
83 место - Детектор правды
Игра, в которой вам будет не стыдно сказать правду. Вы ведь наверняка знаете игры типа "правды или действия", где вас вынуждают раскрыть какой-то секрет, за который вам может быть стыдно. Здесь вам стыдно не будет, ведь правду говорить будет практически безопасно. По сути, это даже не игра, а инструмент для того, чтобы узнать друг друга получше. Будет задаваться вопрос, на который каждый игрок должен честно ответить. Но делать он это будет при помощи кубика, который положит в мешок, никому не показав. Таким образом, все игроки не будут знать наверняка, кто как ответил на этот вопрос, но будут точно знать, сколько людей за столом делали или не делали то, что было написано в вопросе.
82 место - 7 Чудес
Рассмотрим именно старую версию игры, ведь в новой немного поправили баланс, отчего она вряд ли будет играться совсем иначе, но всё же. Как и цитадели - отличный вариант умной и не сложной игры на большую компанию. Корневая механика - драфт, а я уже озвучивал ранее своё мнение о драфте, поэтому в 7 чудес я никогда не играл на победу, и уж тем более не старался следить за тем, какие карты придут от меня моим противникам. Я просто развивал свой город и пытался набрать как можно больше очков на том, что строю именно я.
81 место - Манчкин
В настольном сообществе зачастую принято хейтить манчкин, но я никогда не разделял этого мнения, хотя и понимаю, почему оно существует. Скорее всего, моя лояльность обусловлена тем, что именно с манчкина началось моё серьёзное увлечение играми, и я просто не могу его ненавидеть. Я понимаю, отчего многие со временем меняют своё отношение к этой игре, и пусть я буду возвращаться к нему крайне редко, я не перестану хорошо к нему относиться.
80 место - Чемпионы Мидгарда
Несмотря на столь яростную тему, это хорошее такое евро средней сложности. Основная механика - расставление рабочих + немножко боя на кубах, где каждый куб - это один из ваших бравых воинов, которые отправились на край света, чтобы намылить шеи чудищам, получить славу и прихватить с собой немного деньжат. При этом, в игре очень много простора для различных тактических моментов, так что не стоит недооценивать то или иное действие в игре.
79 место - Galaxy Trucker. Космические дальнобойщики
Игра, которая во время партии делится уже на две отдельные "мини-игры". Сперва вам, одновременно с вашими соперниками (ещё и на время), а после - на этом самом корабле бороздить космические просторы. Довольно интересный игровой процесс, который я практически нигде больше не встречал.
78 место - Cutterland
Вот есть у нас игры с механикой Наследия. Мы в них вскрываем сундучки, клеим наклейки, режем карты. А эта игра наплюёт на наследие и просто предлагает нам резать карты. Безумие! Но на самом деле, всё гораздо интересней. Игра на набор победных очков, но весь прикол в том, как именно будут резаться карты. Игрок режет карту на несколько частей полимино (так, как посчитает нужным) и последним забирает один из нарезанных кусочков. И это, как по мне, довольно интересное решение. То есть, нужно порезать так, чтобы и себе более или менее нормальный кусочек оставить, и противникам что-то супер-крутое не отдать.
77 место - Тайное послание. Подарочное издание
Есть такие филлеры, которые настолько хороши, что невольно начинаешь считать их полноценными серьёзными играми, которые просто быстро играются. Так у меня было и с тайным посланием. Касательно его подарочного издания, компоненты на самом деле великолепны - деревянные жетоны, увеличенного размера карты. Так ещё и расширили максимум игроков до восьми. Но именно этот момент мне и не понравился. Для меня тайное послание идеально втроём - вчетвером, но вот больше этого - уже немного перебор.
76 место - Лоскутное королевство. Дуэль гербов
Эта игра стала первой из серии "Лоскутное", которую я смог опробовать. И мне понравилось. Мне кажется, что она в освоении даже проще, чем само Лоскутное королевство. И, по сути, эта игра больше похожа на усложнённое домино в замкнутом пространстве. Звучит как что-то дурацкое, но оно работает, причём отлично. И при всём этом, это Roll & Write.
75 место - SET
Дизайн у игры просто ужасный. Качество карт - на 3+. Но блин, игра реально хорошая. Это отличная игра на логику, реакцию и внимательность. И у меня от неё поначалу болела голова. Нет, серьёзно, пока я не влился в игровой процесс, голова просто раскалывалась от того, как вначале трудно понять, что с чем сочетается, а что нет. Но даже, когда вы вольётесь в игровой процесс, вам будет не так уж легко находить нужные комбинации, и от этого она не надоедает.
74 место - UNO
Игра, в которую не нужно ничего добавлять. Никаких допов, никаких усложнений. Есть у вас свободные 5-10 минут и нечем заняться? Достали, быстро раскидали, убрали. Захотели что-то посложнее, поинтереснее? Взяли нормальную игру. Думаю, многие уже поняли, что я терпеть не могу игру свинтус. Ну серьёзно. Уно хороша тем, что она проста, как тапочек. И если захочется каких-то усложнений, то лучше взять уже нормальную более сложную игру, а не пытаться сделать из уно какого-то монстра с кучей ненужных усложнений.
73 место - Саграда
Если бы не огромная куча прозрачных разноцветных кубиков, эта игра не стала бы такой классной. Да, это по-прежнему была бы хорошая логическая игра, но именно кубики придают ей тот шарм, который отлично вписывается в игровой процесс
72 место - Стульчики
Дженга наоборот. Именно так можно описать эту игру. Задача максимально проста - выставлять стульчики так, чтобы они не упали. Интереса добавляет и то, что стульчики разной формы, а значит знать наверняка что и куда поставить - не получится. Максимально хорошо эта игра подойдёт детям, ведь это скорее игрушка, чем настолка, но играть в неё всё равно довольно приятно.
71 место - Экипаж. Экспедиция к девятой планете
Кооперативный пасьянс. Нужно сыграть карты таким образом, чтобы нужный игрок забрал себе нужные карты. Звучит скучновато, но стоит вам начать - вы поймёте, что не так уж и просто это сделать. Интереса игре добавляет "сюжетная кампания", но она скорее условна и несёт в себе только лишь разнообразие в проходимых уровнях.
70 место - Вальхалла
АРРРГХ! Именно с такими возгласами надо играть в Вальхаллу. Быстрая, агрессивная, с +/- контролируемым рандомом, да и арты просто бомба. Отдельно приятным моментом можно считать наличии кучи допов в одной коробке с базой, что не может не радовать. Но, тем не менее, мне длительности партии не хватило, хотелось поиграть чуть подольше. Да и подсчёт очков слегка мудрёный (да, это кубомёт на набор очков с карт).
69 место - Сундук приключений
Оформление у игры шикарное. Коробка, которая выглядит, как сундучок, и открывается так же - это довольно забавно. Что до игрового процесса - это снова кубомёт + пародия на спуск в подземелье. Отчасти, это игра на жадность, ведь в какой-то момент нужно будет убавить свой пыл и забрать всё, что уже успел насобирать. Не могу назвать себя большим любителем такого жанра, но игралось довольно приятно.
68 место - Лоскутное королевство
Если вам нравятся настолки, вы хотите сыграть во что-то с родителями или бабушками/дедушками, а они знают только дурака, нарды и домино... То Лоскутное королевство - ваш выбор (она даже в оригинале носит название KingDomino)! Это отличная семейная игра с несложными правилами (не, ну серьёзно, чуть сложнее, чем домино), которая может послужить неплохим стартом в увлечении настолками.
67 место - Картахена
Коробка не врёт. Это на самом деле умная бродилка без кубиков. Всё в этой игре хорошо: и тема отлично ложится на механику, и играть в неё не скучно, и детям подходит, и много разных режимов игры. Но оформление... У игры за всё время было уже несколько разных вариантов дизайна, но ни один из них мне нравится. В остальном - игра проста, умна, и поэтому хороша.
66 место - Кланк! Подземное приключение
Ой, мне нравится манчкин, но я хочу, чтобы было поле и фигурки - после примерно такой фразы я предлагаю людям кланк. Да и в принципе игра хорошая. У меня она диких эмоций не вызвала, но сама по себе она довольно азартна и тактична (любой колодострой для меня - это тактика).
65 место - Ticket to Ride
В этом году я впервые сыграл в Билет на поезд. Всё время до этого я считал его довольно посредственной игрой, которая довольно скучно играется. И, как это часто бывает, чтобы мнение изменилось - нужно в игру сыграть. Что ж, я сыграл и остался доволен. Это на самом деле простая игра без особого множества правил, но что-то в ней такое есть, от чего играется она очень приятно.
64 место - Архитекторы западного королевства
Я могу поделить все игры на 3 группы. И деление это будет происходить по немного необычному критерию - триггер конца игры. Первый - чаще всего встречается в коопах - играем, пока не будет выполнено условие победы. Второй - у нас есть условный таймер (число раундов), и игра заканчивается, когда кончается последний раунд. Третий - игроки сами определяют, когда наступит конец игры при помощи различных игровых действий. Архитекторы относятся к третей категории, и от этого мне, на самом деле, грустно. Я не успеваю насладиться процессом в таких играх. Мне просто не хватило. А игра хорошая.
63 место - Магнитус
Игра на ловкость и аккуратность. Но при этом она очень весёлая и простая, как тапочек. Вам нужно просто выкладывать магниты так, чтобы они не магнитились. Звучит просто, но на деле это не так, и получается довольно интересно. Ну серьёзно, там магниты! Кому не нравятся магниты!?
62 место - Дорога приключений
Я никогда не буду играть в эту игру ради победы. Потому что цель этой игры (по моему мнению) - это именно создание истории. Все эти руны, победные очки и прочая лабуда - это конечно хорошо, здорово и классно. Но именно ради рассказа своей истории в конце, мне хочется сыграть в неё снова.
61 место - The Game
По сути, это игра-пасьянс с возможностью играть в несколько человек. И именно этим она мне и нравится. Одному раскладывать карточки по стопкам не очень прикольно. Но если вас будет хотя бы двое, то игра для вас окрасится совсем в другие цвета. Я бы даже сказал, в огненные, ведь от неё иногда может немного и подгорать.
60 место - Тропы туканы
Смело могу заявить - это один из самых приятных Roll & Write из всех, что я играл. А всё почему? Потому что тут есть "комбо". А я очень люблю комбо. Мне очень нравится, когда какое-то действие в игре запускает собой большую цепочку других действий, они комбятся между собой и это прям кайф. Как я уже говорил пару раз - я не очень люблю игры этого жанра, но в Тропы туканы мне действительно приятно играть.
59 место - Гайя
Ну, это такой каркассон наоборот. Вы также будете выставлять своих миплов на поле, но здесь ваша задача не набрать максимум очков, а избавиться от всех своих миплов. И я такого почти нигде больше не встречал. Важное замечание - играть в это нужно только по усложнённым правилам (как минимум со 2й вашей партии), ведь настоящая игра начинается только тогда, когда вы используете особые карточки погодных способностей, что может сильно помешать вашим противникам.
58 место - Агрикола
Большое, серьёзное, комплексное евро. Ещё не хардкор, но уже и не семейка. Очень кризисная игра. Вам всегда будет чего-то не хватать. А ресурсов может быть так мало, что вы и ни туда, и ни сюда. Так мало того, у вас ещё и карты действий могут выйти совсем не так, как вам бы хотелось. Но со всем этим ничего не поделать. Остаётся только подстраиваться под сложившуюся ситуацию и думать, как её решить. И именно этим игра мне и нравится - она довольно понятна, но при этом заставляет хорошо так подумать.
57 место - Индустрия
Вот смотрю я на игры, которые создаются сейчас в России и прям хорошо. Согласен, это пока не мировые хиты, но направление выбрано правильное. По крайней мере, у меня сложилось такое мнение, когда я сыграл в Индустрию. Это именно тот случай, когда правила у игры простые, а сама игра при этом заставляет хорошенько так подумать. Хотите экономику и просчёт? Пожалуйста. Хотите составление комбинаций и производственных цепочек? Пожалуйста. Хотите интересную игру, которая сыграется за полчаса? Пожалуйста! Одним словом - я впечатлён.
56 место - Нуар
Что-то среднее между мафией и клюедо. Вы, как бы, и вычислить других пытаетесь, и убить. При этом игра в правилах довольно простая. А играя большим составом бывает очень непросто уследить за всеми. И в этом заключается вся прелесть. Приятный бонус - у игры целых 6 режимов. А это значит, что одной этой маленькой коробочки вам хватит, чтобы занять себя на несколько вечеров подряд.
55 место - Форсаж ленивцев
Зелёная коробка? Игра начинается на букву "Ф"? Это игра Фридемана Фризе. Очень смешная игра, хотя по сути своей является бродилкой. Вам нужно раньше других скушать своими ленивцами все листочки с деревьев, передвигаясь при этом на крокодилах, орлах и единорогах. Да и не только на них, там есть ещё много всего разного и немного абсурдного.
54 место - Паранормальный детектив
А вот и пошли умные патигеймы. Я очень люблю игры, в которых нужно что-то объяснять немного нестандартными способами. При этом, вдвойне приятно эти способы распознавать и отгадывать то, что загадал ведущий-призрак. В итоге, имеем здесь сборную солянку из клюедо, мистериума и игр типа экивоков. И при всём этом - оно работает.
53 место - Алхимики
Эту игру принято считать сложной (именно касательно правил). Но мне она таковой не показалось. Возможно, всё дело в том, что она мне очень сильно напоминает судоку, а я люблю и умею разгадывать судоку. Ведь, по сути, здесь работает метод исключения, но это только половина игры. Сама то игра на набор очков, а значит, нужно ещё и правильно распланировать свои действия, коих тут не так много.
52 место - Крошечные Эпические Королевства
У всей серии этих игр очень классная идея - поместить большую и серьёзную игру в крошечную (для неё) коробку. И идея работает. При этом, все игры серии абсолютно разные. Мне удалось сыграть только в эту игру из серии, но из локализованных она же больше всего и импонирует.
51 место - 3 секрета
Данетки здорового человека. Игра хороша тем, что все игроки (кроме ведущего) не имеют никакой информации, кроме той, что они уже видят на картинке. И мне кажется, это значительное преимущество перед остальными играми подобного жанра.
50 место - Кодовые имена. Дуэт
Сколько вы знаете патигеймов для двух игроков? Я вряд ли смогу смогу назвать больше десяти. И при этом, это будут не самостоятельные игры, а режимы для двух игроков. Поэтому, уникальность этой игры сложно оспорить. Да и что там уникальность, сама по себе игра тоже отличная. И кроме обычных партий вы можете ещё и условную кампанию пройти.
49 место - Повелитель Токио
Смело могу сказать, что это лучший кубомёт с контролируемым рандомом из всех, что я успел попробовать за 2020 год. Игра очень азартная, немного даже стратегичная, да и автор у этой игры знает, что и как нужно делать, чтобы игра работала (создатель МТГ). Почему же я не добавлю себе в коллекцию эту игру? Потому что есть Тёмное издание. Но о нём мы поговорим чуть позднее.
48 место - Цветные сражения
Красочный и яркий захват территорий при помощи фломастеров. Казалось бы, просто закрашиваете участки поля своим цветом и получаете за это очки. Но сколько стратегии может крыться за этими простыми действиями! Это отличный пример того, как из простой игры можно сделать что-то серьёзное и вдумчивое, или просто красивенько закрашивать поля разными цветами.
47 место - Кольт Экспресс
Если вы любите вестерн, а Бэнг! уже поднадоел, советую обратить своё внимание на данный экземпляр. Герои с разными способностями, просчёт оппонентов, ложь, мухлёж и провокация! И всё это на карточном движке с возможностью засорять колоду противникам! Но это не самое главное. ТАМ ЕСТЬ БОЛЬШАЯ МОДЕЛЬ ПОЕЗДА!!!
46 место - Орлеан
В игровом сообществе часто поднимается вопрос - что лучше: Орлеан или Альтиплано? Две игры с очень похожим игровым процессом, но с совершенно разными темами. Обе игры про построение своего мешочка и выкладывания жетонов-рабочих на свой игровой планшет. Но есть у этих игр одно коренное отличие. Какое? Узнаете в моём комментарии к Альтиплано.
45 место - Азул. Витражи Синтры
Это вторая часть из серии игр Азул. И пусть суть у всех азулов +/- похожа между собой, играются они все совершенно по-разному. Коренное отличие этой части заключается в том, что здесь не будет личного планшета игрока. Он будет составляться из полосок-витражей, которые будут заполняться несколько раз. В добавок к этому, здесь самая лютая система штрафных очков среди всей серии. Но в этом азуле самые классные компоненты-стёклышки. Они красивые и похожи на леденцы.
44 место - Манчкин. Тайная добыча
Сегодня я уже упоминал о тайном послании. Это та же игра, но в сеттинге манчкина. И я, как поклонник манчкина, не мог пройти мимо. Мы пойдём хапать сокровище, а с принцессами пусть другие возятся!
43 место - Игнис
Простенький дуэльный абстракт на тему 4х стихий. Правила простые, играется быстро. При этом, тут довольно качественные компоненты. Отдельно отмечу ложемент игр - он служит как органайзером, так и игровым полем, что на деле оказалось довольно удобным.
42 место - Сквозь века
Большая, мощная игра-цивилизация. Причём полностью карточная. Сама по себе она очень кризисная - вам всегда будет чего-то не хватать. То войск, то еды, то ресурсов. А сама борьба идёт за набор победных очков, который будет очень жёстким. особенно в течение 2й и 3й эпохи. Вмещает в себя она 4 человека, но я бы рекомендовал не играть в неё более, чем втроём.
41 место - Кодовые имена
На протяжении долгого времени - лучший патигейм в мире. И причём заслуженно. По сути своей - это командное отгадывание слов по подсказкам-группам капитанов. На деле же - таааак, какой бы четверной смысл мне завернуть в подсказку, чтобы моя команда поняла как можно больше наших слов? Поэтому, если вы видите надпись CGE на коробке, а также узнаёте, что это пати - будьте готовы к весёлой, а главное, интересной игре!
40 место - Абалон
Что предложить людям, которые кроме шахмат почти ничего не пробовали? Я думаю, что тут подойдут такие же дуэльные абстракты, как и сами шахматы. Абалон - один из таких. Здесь не будет фигур со способностями или каких-либо сложных правил. Только тяжёлые шарики двух цветов и задача - вытолкнуть шарики противника. Но коробка у игры очень дурацкая. Было бы здорово, будь она стандартного квадратного формата.
39 место - Остаться в живых. Неизведанные земли
Игра, о которой вы можете услышать довольно спорные отзывы. Многие скажут, что она одноразовая и не стоит того, чтобы тратить на неё своё время, но я в корне не согласен с этим утверждением. Во-первых, она не одноразовая. Да, тут есть сценарии, после прохождения которых вы будете +/- знать их сюжет, но вы сперва попробуйте пройти их с первого раза. Да и после первого успешного прохождения вам будет не так уж легко повторить этот успех. Плюс, есть ещё вариант игры, где не будет какого-то конкретного сценария, это будет что-то вроде выживлаки. Во-вторых, если так подумать, любая игра будет идти примерно по одному и тому же сценарию, за исключением тех моментов, когда игроки будут принимать другие решения. Такая же история и здесь. В общем, я вам так скажу - не сбрасывайте эту игру со счетов, пока сами не попробуете в неё сыграть.
38 место - Омига
Я её называю "домино на скорость". Отличная игра на реакцию и внимательность. Да и партии играются меньше, чем за 5 минут. Вдобавок к этому, она очень стильно и минималистично оформлена + есть несколько разных режимов, предназначенных для самой разной аудитории.
37 место - Gizmos. Прибамбасы
Я очень люблю игры на комбинации. И я об этом либо уже говорил, либо ещё скажу. Но это и не важно, ведь игра всё равно классная. Здесь нужно продумывать наперёд свои следующие 2-3 хода, чтобы грамотно распорядиться теми возможностями, которыми обладаешь. И вот маленький совет - всегда берите прибамбасы, расширяющие ваш запас энергии.
36 место - 13 Привидений
Быстрая, весёлая и азартная игра на просчёт и вычисление. Задача проста - необходимо догадаться, какая карта лежит у противника "взакрытую", причём карт в игре не так много, а значит и вариантов тоже. Но мало просто вычислить, нужно ещё и "проатаковать". И знаете, что? В 90% случаев игроку не хватает всего одного хода, чтобы опередить соперника. И это чувство "но я же почти победил" заставляет вас сыграть ещё одну партию, а там и до третей недалеко.
35 место - Босс-Монстр
Эдакий Манчкин наоборот. Тут не вы, играя за героев, будете бить монстров, а монстры, за которых вы будете играть, будут бить героев. Чем игра хороша: по большому счёту, каждый "копается" у себя в подземелье, пытаясь сделать его покруче, и с другими игроками не пересекается. Но если вы никак не будете мешать другим игрокам, то рискуете и вовсе остаться ни с чем, каким бы классным ваше подземелье ни было. И для этого тут есть всякие разные штуки, которые помогут вам насолить противникам.
34 место - Catan. Колонизаторы
Лично для меня - это извечная классика. Если я хочу познакомить людей с настолками, а они знают только монополию, я показываю им колонизаторов. И очень часто я вижу, как зажигается огонёк в их глазах. И тут я понимаю, что контакт установлен и можно потихоньку предлагать игры всё круче и сложнее. Кто-то такой "стартовой" игрой назовёт билет на поезд или каркассон, и это, бесспорно, отличные варианты вместо колонизаторов. Но для меня именно катан стал одной из отправных точек в мир настольных игр.
33 место - На грани
Тематика почти такая же, как у сериала "Очень странные дела". И пусть сам я его не смотрел, но его атмосфера чувствуется весьма неплохо. Игра дуэльная, а значит, на игровом столе развернётся целое противостояние добра и зла. Но не это меня в данной игре привлекает. Возможность комбинировать способности с карт действий и с карт персонажей - вот, что зацепило меня больше всего (да, снова комбы).
32 место - Century: Пряности
По сути своей это колодострой. Но вам не нужно будет тянуть карты вслепую. Здесь вы создаёте целые цепочки по обмену одних специй на другие, и делаете это при помощи карт. А ещё тут очень классные металлические монетки.
31 место - Альтиплано
Продолжаем разговор про Орлеан и Альтиплано. Главное отличие этих двух игр - в альтиплано все использованные жетоны отправляются не обратно в мешок, как в орлеане, а для начала в сброс. И при помощи этого простого, но очень важного нюанса, через ваши игровые раунды пройдут абсолютно все жетоны, что вы себе соберёте. А это позволит вам более чётко продумывать свою тактику не на один раунд, а сразу на несколько.
30 место - Лондон
Стиль у игры просто бомбезный. Игра выглядит очень красиво и «дорогобогато». И играется она при этом отлично. Вряд ли у меня получится сказать что-то ещё про эту игру, она довольно обычная - «одна из». Но именно то, как она оформлена и какие у неё иллюстрации, и делают её такой классной. Её стоит иметь у себя в коллекции как минимум из-за того, как она выглядит. Так это ещё и игра классная.
29 место - Азул
А вот и классический Азул, который немного обогнал свою вторую версию. Здесь мне больше нравится размещение плиток, чем в витражах. К тому же, тут не такие большие штрафы за "разбитые" плитки. Единственное, что мне в нём не нравится - игроки могут закончить игру почти в любой момент. Для этого им необходимо всего лишь закончить один полный ряд плиток. И выглядит это, как "я закончу игру сейчас, пока остальные не успели раскачаться", а мне не нравится такой подход.
28 место - Цитадели Делюкс
Своё мнение насчёт цитаделей я уже озвучивал, поэтому выскажусь только по поводу приставки "делюкс" в названии. Самое яркое отличие - большая и классная фигурка короны, которая гораздо лучше, чем обычная карточка из классического издания. То же самое произошло и с монетками - они снова пластиковые. В добавок к этому полностью обновлённый дизайн и арты, а также, большое количество абсолютно новых карт. Всё это придаёт игре совсем другие очертания, и делают её по-настоящему делюксовой.
27 место - Салат удачи
Быстрый карточный филлер на сбор сетов, на который я очень долго смотрел очень скептически. Но, поиграв, понял, что был неправ. Это тот момент, когда одни и те же карты используются разными способами, а это одна из моих любимых фишек в играх, так что впечатления от игры остались очень приятные.
26 место - Fluxx. Зомби
Именно эта версия познакомила меня с серией игр Fluxx. Пусть я не большой любитель тематики зомби, но игра оказалась довольно забавной. Но сама по себе она очень требовательна к игрокам. И понравилась она далеко не всем, кому я её показывал.
25 место - Magic: The Gathering
Думаю, про эту игру особо и рассказывать нечего. Сама по себе концепция магии меня очень привлекает. А элемент коллекционирования - это отдельное удовольствие. Но денег она требует просто безумных. А всё из-за того самого коллекционирования. Так что, если вы хотите поиграть в магию, как в обычную настолку, то вам будет достаточно всего одной полноценной собранной колоды (ну и ещё одной у вашего оппонента). А если вам хочется того второго варианта, но вливать кучу денег желания не возникает, то всегда можно играть в онлайн-версию магии - МТГ Арена.
24 место - Хитрый ход
Лучший Roll & Write из всех, которые успел за этот год опробовать. Чтобы победить, вам нужно всего две простые вещи: космическая удача и гениальный просчёт. Элементарные вещи, одним словом. Ну а если серьёзно, эту игру можно назвать очень умным лото, где вам не просто нужно вычёркивать значения с кубиков, но ещё и понимать, к чему это может привести. И конечно же, тут не обошлось без кучи комбо, а моё отношение к ним вы наверняка помните.
23 место - Крылья
Очень много всяких разных классных птичек. Игра и компоненты очень красиво оформлены, а сама по себе она очень приятно играется. Вы будете выполнять разного вида действия, которые смогут активировать способности птичек, которых вы выложили перед этим (снова комбыыыы). Она простая, практически неконфликтная (а в некоторых местах вы даже будете помогать друг другу) и немного даже познавательная. В общем, отличный вариант семейной игры.
22 место - Спойлер
Есть в настольном мире "глупые игры". Они не плохие, но думать в них много не нужно. Одними из таких являются игры типа "прикрепи бумажку на лоб, угадай кто ты". Но эта игра - совсем не тот случай. Это именно тот вариант, когда крохотное изменение в правилах может кардинально изменить всю игру целиком. Здесь вы также будете отгадывать, кем вы являетесь, но вопросы будете придумывать не вы. За вас их уже придумали создатели игры. И поверьте, вопросы там такие, какие бы вам самим в голову вряд ли когда-нибудь пришли. Именно это и выделяет Спойлер на фоне остальных игр подобного плана. И делает это в значительно лучшую сторону.
21 место - Уотергейт
Одна из самых спорных тем для игры, которую я когда-либо встречал. Даже не так, спорных для русского настольщика. Давайте признаем, мало кому интересно будет вникать в американскую историю 70-х годов. Но, какой бы спорной ни была тема, это просто потрясающая дуэльная игра. Сперва я её недооценил, но позже сумел распробовать чуть получше. Полностью ассиметричные стороны конфликта. Абсолютно разные условия победы для каждой из сторон. Напряжённые моменты в каждой партии. Всё это вы гарантированно найдёте в данной игре.
20 место - Длина волны
Чтобы игра наверняка заинтересовала человека, в игре должна быть какая-то необычная штука. Что-то такое, что не встретится в любой другой игре, как карточки, жетоны или фишки. Здесь такой "штукой" послужит колесо с цветной шкалой, а также небольшая стопка карт с самыми разнообразными темами. В неё даже можно не соревноваться, а играть, чтобы просто узнать друг друга получше и найти новые темы для разговора. Или наоборот - убедиться, насколько хорошо ты знаешь своего оппонента.
19 место - Таверна красный дракон
Около-ролевая игра про "культурный отдых" в таверне. Здесь вам и пьяные песни под столом, и азартные игры внутри самой игры, и кролик-алкаш. И всё это в антураже фэнтези мира, с эльфами, гоблинами, полуросликами и магией.
18 место - Каменный Век
Для этой игры у меня отдельное место в коллекции. Именно она стала первой более-менее серьёзной евро-игрой. Следующий шаг после колонизаторов, так скажем. Это игра на выставление рабочих, и в играх такого плана зачастую в очередной ваш ход нужно какое-то определённое действие с поля. Но что меня привлекало тогда и привлекает сейчас в данной игре - вам будут нужны практически все действия, которые будут вам доступны. Но ресурсов на их выполнение у вас может быть не так много, так что придётся выбирать. И тут у нас рождается стратегия. Плюс ко всему, игра относится к семейным, а значит прямого конфликта здесь практически не будет. Но как же иногда полыхает, когда соперник занимает нужное вам действие. Поэтому, несмотря на то, что игра семейная, она ещё и в меру соревновательная.
17 место - Диксит
Самая простая и понятная игра на ассоциации с картинками, которая понятна и нравится абсолютно всем. Все картинки у игры +/- абстрактные и очень приятны глазу, что позволяет в неё играть с людьми практически любого возраста. Зайдёт всем.
16 место - Совпадение
Кто бы мог подумать, что такая простая идея окажется настолько великолепной! В этой игре вам нужно будет вспоминать слова на самые разные темы. И в одних раундах ваши слова и слова противников должны совпадать, а в других - нет. Вы получите столько очков, сколько у вас было совпадений или несовпадений (в зависимости от раунда). Звучит очень просто, играется тоже, но столько эмоций от такой маленькой и простой игры я никак не ожидал!
15 место - Fluxx
Моё мнение насчёт Fluxx вы уже слышали. И мне настолько понравился этот простенький филлер, что я взял альтернативную базу, смешал их между собой, и это очень даже неплохо играется.
14 место - Азул. Летний дворец
Лучший Азул из всей серии. А всё почему? Потому что тут тоже можно комбить. Но не только поэтому. Есть у меня такое мнение, что данная версия взяла лучшее из предыдущих двух и совместила их в себе, а потом ещё и немного своего добавила. И, как все азулы, летний дворец очень красив и тактильно приятен.
13 место - Звёздные империи
После этой игры я в корне пересмотрел свою нелюбовь к колодостроям. По сути своей - это филлер, который играется за 10-15 минут. В редких случаях партия может длиться более 30 минут. Но сколько бы она ни длилась, вы всегда останетесь довольны результатом, ведь игра просто великолепная! Простые правила, отличный геймплей, шикарная полноценная дуэль, которую (при желании) можно расширить и на большее число участников.
12 место - Взрывные котята
Отличный пример грамотного маркетинга. С этой игрой я познакомился ещё до её полноценной локализации в России. Тогда это был ещё не официальный вариант, а сама игра продавалась за какие-то бешеные (для её формата) деньги. Но уже тогда эта игра запала мне в душу. А всё благодаря яркому и красочному трейлеру. Хотите, чтобы ваша игра возымела безумную популярность? Сделайте анимационный трейлер с мемасами!
11 место - Коридор
Эта игра логическая до последней деревяшки, которую вы найдёте в коробке. По настроению она очень похожа на шахматы. Такая же логическая, стратегическая и мозголомная. Ведь ваша задача - не просто пройти с одного конца поля на другое, а перехитрить соперника, загнать его в ловушку и заставить играть по вашим правилам. Так что, если вы хотите познакомить человека с миром игр, а он знаком только с шахматами - это ваш вариант.
10 место - Восходящее солнце
Именно с этой игры я по достоинству оценил игры с большими миниатюрами. Сама по себе тематика Японии мне очень близка, поэтому с интересом отношусь ко всем играм, использующим эту тему. Но здесь произошёл просто взрыв эмоций. Эта игра будет одной из самой атмосферной среди всех настолок, что мне довелось попробовать. Огромная карта, на которой вы выставляете свои войска, перемещаете их и взаимодействуете с другими игроками. Потрясающая детализация миниатюр. Чёткий и продуманный игровой процесс. Потрясающая игра.
9 место - Теория власти
А за эту игру я по-настоящему горд. Ведь её сделали наши русские ребята. И игра получилась такой классной, что у меня просто нет слов. Небанальная завязка (антропоморфные звери (именно звери, не пришельцы) на космическом корабле), великолепная инфографика, потрясающие иллюстрации. И очень много комбо. Всё это в совокупности даёт нам одну из лучших игр, в которую мне довелось сыграть.
8 место - Pixel Tactics
По поводу этой игры мнения расходятся ровно напополам. Одна сторона считает серию игр пикселей потрясающей, а другая - нудной и излишне сложной. Я, как вы уже поняли, отношусь к первой категории. Как я уже упоминал ранее, я люблю, когда один и тот же игровой элемент можно использовать в разных ситуациях. Здесь же на этом построена вся игра - у вас есть карта, и вы можете сыграть её ПЯТЬЮ разными способами. Вот так в одной маленькой коробочке поместилось огромное количество тактик, манёвров и различных стратегических решений. И мне это очень по душе.
7 место - Повелитель Токио. Тёмное издание
Возвращаемся к повелителю Токио. Что же такого особенного в этой версии, что она стоит намного выше, чем её классическое издание. Да всё! Начиная от бомбезного тёмного оформления, заканчивая новой механикой, которая вносит в игру ещё больше разнообразия. Игра и без того была отличной, а в этом оформлении стала ещё шикарней.
6 место - 7 Чудес: Дуэль
Если вы не знаете, что это за игра, то я спешу вас обрадовать - вам только предстоит познакомиться с одной из лучших дуэльных игр в мире! Это чистая тактика, великолепная стратегия, понятная иконографика и очень эргономичный игровой процесс. Каждый, по сути, строит свой собственный город из различных карт на протяжении трёх игровых эпох. Но тут довольно частой бывает ситуация, что вы будете не просто брать карты, которые вам нужны, а брать их так, чтобы вашему сопернику не достались карты, которые будут нужны ему. В общем, очень классная игра, которая всерьёз заставит вас пораскинуть мозгами.
5 место - Пэчворк
Стоит вам только открыть коробку с игрой, как вы наверняка поймёте, кто её автор. Есть у этого автора несколько отличительных черт. И одна из них - "тетрис", а точнее - полимино. Конечно же я говорю про Уве Розенберга. Что до Пэчворка - это ещё одна потрясающая дуэльная игра, которая обогнала 7 чудес только из-за того, что сыграл я в пэчворк чуть больше партий. Игра простая, понятная, но очень стратегическая и ни чуть не глупая. Кто-то может назвать тему игры "девчачьей", и это будет большой ошибкой, ведь собирать на своём планшете одеялко из лоскутов на самом деле может быть интересно.
4 место - Каркассон. Новое издание
Ой, две одинаковые скинул (нет). Как вы могли заметить, на данном месте добавлена фраза "новое издание". И так вышло, что играл я и в старый, и в новый каркассон, поэтому их тут два. И я бы не стал их разделять, если бы не играл в него с разными допами. Одних нет в старом издании, а других в новом. Потому и разделил.
3 место - Каркассон
А теперь поговорим о самой игре. Я считаю, что будь настольный мир плоским, то каркассон был бы одним из слонов, на котором этот мир стоит (наравне с колонизаторами и билетом на поезд). Причём он был бы главным. А всё потому, что чем больше вы будете играть в каркассон - тем лучше вы будете в него играть. А значит, если вы играете с новичками - им всё просто и понятно. Но если вы играете с прошареными игроками, то может начаться такое жёсткое и даже агрессивное противостояние, что мало не покажется никому (особенно, если добавить допов).
2 место - Ужас Аркхэма. Третья редакция
В конце 2019 года я начал потихоньку знакомиться с по-настоящему серьёзными настолками. И на глаза мне попалась третья редакция ужаса Аркхэма. И меня просто вынесло. Мне настолько понравилась эта игра, сама тематика игр по Лавкрафту, что я почти в одночасье изучил всё, что было по Лавкрафту локализовано в тот момент. Да, безусловно я уже знал о существовании второй редакции и древнего ужаса, но именно эта игра дала мне толчок в сторону серьёзный игр в целом и амери (а также коопам) в частности.
1 место - Особняки безумия. Вторая редакция
Как я уже сказал ранее, после УА3 я начал изучать всё по Лавкрафту. И вот на глаза мне попадаются особняки. Я немного скептически отнёсся к игре, ведь для меня Аркхэм был топ 1. И я не мог представить, что какая-то игра может хотя бы приблизиться к нему по крутости. Но я всё же решил их опробовать. Эта игра оказалась гораздо легче Аркхэма. Правила объясняются буквально за 10 минут, а всё остальное рассказывается уже при необходимости по ходу партии. Именно благодаря этому особняки обогнали Аркхэм в рейтинге и заняли 1е место - объяснить их и сразу же начать играть было гораздо проще, чем УА. В добавок к этому игра оказалась очень атмосферной. Этому способствует и приложение, которое будет вас сопровождать тематическим саундтреком в тему сценария. Очень много запоминающихся моментов подарила мне эта игра, за что я ей безмерно благодарен.
Фух, это оказалось немного труднее, чем я думал. Но я всё равно доволен.
Наверняка, кто-то будет не согласен с таким распределением мест, но я хочу напомнить, что это мой личный топ, а значит и места распределены в соответствии с моими личными впечатлениями. И это абсолютно нормально, если наши с вами взгляды будут отличаться, оттого приятней будет, если мнения насчёт некоторых игр совпадут.
А как бы вы расставили все игры в этом топе? Делитесь своими мыслями в комментариях и попробуйте составить свой топ из тех игр, с которыми вы уже знакомы.
Очень полезный пост. Некоторые игры, которые я уже играл, я пролистал, но почитал описание к тем которые не играл :)
Спасибо за отзыв) Замнтересовало ли что-то из того, с чем ещё не были знакомы?)