2023. Полуночный топ. Новинки
Полуночный топ возвращается. В том или ином виде. Год закончился, а это значит, что самое время подвести его итоги. В этот раз я решил сделать два топа. Первый - топ новинок (его вы читаете сейчас) - в нём я собрал все игры, в которые сыграл впервые именно в 2023м году. Второй - общий топ 100 всего, во что я когда-либо играл, он будет опубликован следующим.
Суть идеи осталась прежней - на протяжении всего года я записывал каждую партию в каждую игру, которую мне довелось опробовать. В этом топе мы рассмотрим только те игры, в которые я сыграл впервые в этом году - 45 уникальных игр!
Мест, соответственно, будет столько же, сколько было игр - 45.
Как и в прошлый раз, я использовал свою систему оценки, чтобы максимально справедливо распределить все эти игры по местам. Ознакомиться с ней можно ниже:
- «Оформление» - То, насколько хорошо игра выглядит. Встречают, всё таки, по одёжке. Согласитесь, куда приятней играть в красивую игру с качественными компонентами, поэтому оформление по-прежнему имеет большое значение. Особенно для нашего хобби, где потенциального игрока нужно зацепить не только механикой, но и внешним видом. Оценки за эту категорию варьировались от 3 до 0.
- «Длительность партии» - Это всегда очень важный момент для каждой игры, ведь какой бы классной она ни была - она должна вовремя закончиться. Оценки за эту категорию варьировались от 4 до 1.
- «Стал бы советовать другим?» - Если игра хороша, мы захотим показать её другим, а если нет, наоборот - постараемся уберечь других игроков от траты своего драгоценного времени. Оценки за эту категорию варьировались от 2 до 0.
- «Сыграл бы в эту игру ещё?» - Думаю, тут пояснения излишни. Оценки за эту категорию варьировались от 2 до 0.
- «Добавил бы эту игру к себе в коллекцию?» - Очень важной характеристикой для меня является желание добавить игру в свою коллекцию, ведь "я и сам, своего рода, коллекционер". Оценки за эту категорию варьировались от 4 до 0.
- «Личная оценка игры» - Последняя характеристика по счёту, но далеко не по значению. Классическая десятибалльная шкала оценок. Основой всё также послужило описание оценок на Nastolio, которые я слегка переработал под себя. Оценки за эту категорию варьировались от 10 до 1.
И вот, когда все характеристики оценены, высчитываем итоговую оценку по формуле - Оформление + Длительность партии + Стал бы советовать другим + Сыграл бы ещё + Добавил бы к себе + Личная оценка игры = Число, которое поможет нам определить место любой игры в данном топе. Таким образом получается, что максимальная оценка, которую может получить игра - это 25.
И, прежде, чем мы начнём, небольшой Дисклеймер - весь этот топ и всё, что тут написано - это моё сугубо личное мнение, которое может не совпадать с вашим. И это нормально!
При этом, я почти уверен, что никто в здравом уме не станет читать все эти простыни текста. Но если вы остановитесь и почитаете хотя бы о некоторых интересных вам играх - значит я писал это всё не зря.
Приступим!
45 место - Советская кухня
Когда впервые услышал об этой игре, в инфополе витало очень много хвалебных отзывов. Ожидания, соответственно, были довольно высоки. Слишком много знакомых очень хорошо о ней отзывались. Но, сыграв пару раз, никакого "вау эффекта" я не ощутил. Игра мне показалась очень пресной и скучной.
44 место - World of Dragon: Sneaky Ol' Dragons
Простенькая и компактная "бродилка" на картах. В игре есть неплохая идея с драфтом карт, но этот механизм слишком сложный для простой бродилки. Да и сам процесс весьма унылый. Победить можно особо не прилагая никаких усилий просто за счёт того, что ты смог в один из ходов надрафтить удачные карты и перепрыгнуть со старта почти сразу к финишу.
43 место - Шакал: Остров сокровищ
Да, только в этом году я сыграл в него впервые, хотя знал о нём, конечно же, давно. Не могу сказать, что игра плохая, но и хорошей я её тоже не назову. Она слишком прямолинейна. Интересно в неё играть только первые полчаса, пока остров ещё не открыт полностью. Ну а дальше начинается повторение одних и тех же действий.
42 место - Tanxi
Занятный представитель настольного Battle Royale. Хорошего в ней довольно много: интересное разнообразие персонажей, многообразие лута, неплохая система прокачки. Но, как и многие игры такого плана - двое сражаются, третий (который стоял в стороне) побеждает, добивая выжившего. И в итоге не важно, как хорошо ты играл и прокачивался, значение имеют только последние несколько ходов.
41 место - Мафия: Большой город
В мафию я, конечно же, играл и до этого. Но конкретно в эту коробку сыграл впервые, потому она в топе новинок. Но комментарий мой будет про "Мафию" в целом. Нормально отношусь к этой игре, но слишком в ней много "Но". И беспочвенные подозрения, и постоянный балаган за столом, и "а давайте просто так, по приколу, убьём его". В общем, игра из разряда "сам не предложу, но если предложат - сыграю"
40 место - Звёздные капитаны
Эта игра хочет вас обмануть. Она говорит, что здесь можно делать кучу всего разного, но по факту побеждает только тот игрок, который активно выполнял самые дорогие миссии. В целом игра нормальная. В ней занятный механизм с "уставшими" рабочими, интересная система прокачки корабля и выполнения действий. Но несмотря на всё это, было скучно.
39 место - Pocket Paragons: Origins
Филерок на 5 минут, который делает ставку на разнообразие персонажей в коробке. Представляет из себя усложнённый вариант "камень-ножницы-бумага", но с наворотами и асимметрией. Не скажу, что меня прям зацепило, но идея интересная. Нужно будет ещё пару раз попробовать.
38 место - Взломай куб
Идейное продолжение игры "Взломай код". Но уже на пространственное мышление. Оформление отличное, но не очень нравится то, что скорее всего большинство партий будет заканчиваться вничью. Практически всем игрокам получается понять, что за фигура у оппонента за одинаковое кол-во ходов. И из-за этого получается, что у первого игрока есть небольшое преимущество в этом плане. Сыграл пока только 1 раз. Нужно пробовать ещё.
37 место - Город моторов
Ролл-н-райт с наворотами. Куча треков, где можно прокачивать свои действия, куча действий, где можно прокачивать свои треки. Как по мне, из-за этого ролл-н-райт игры получаются слишком перегружены. Кажется, будто бы вся прелесть игр такого жанра в их простоте.
36 место - Всмятку!
Забавная игра на подгаживание оппонентам. Из приятного - играется от 2 до 6 человек. Приятный филлер с нестандартным оформлением. Хотя найти место на полке для такой игры - та ещё задача. Не люблю такого рода "коробки".
35 место - Принцесса: Феи-крестные
Игра на скорость реакции про принцессок. Простая, очень фановая. Звёзд с неба не хватает, но в правильной компании может зайти на ура.
34 место - Ведьмак: Старый мир
Только ленивый не сказал пару слов про Ведьмака. Тоже выскажусь. Оформление у игры потрясающее (особенно у Делюкс версии), сама игра тоже вполне себе, но есть у игры несколько "но". Первое - ужасно большой даунтайм, играть более чем втроём я крайне не рекомендую. Второе - это игра-гонка, победит тот, кто быстрее других получит нужное кол-во трофеев. Мне такое не очень нравится в играх, но это скорее мой личный "фи". Третье - катастрофическая потребность в дополнениях (особенно из набора предзаказа). Не скажу, что голая база плоха, но если и играть в Ведьмака, то только с допом "По следу монстра". Другие дополнения попробовать не довелось, сыграл полноценно только 2 раза. Но уже после второй партии понятно, что одна только база слишком быстро надоест и нужно будет добавлять к ней допы для большего разнообразия.
33 место - Дилемма короля
Прошли компанию целиком и в целом опыт интересный. Все развилки сюжета, значимость выбора игроков, события, которые выходят случайно, но так точно попадают в тему происходящего. За всё это снимаю перед авторами шляпу. Но механически игра меня скорее разочаровала. Слишком просчитываемая система голосования, довольно сильный перекос бонусов на старте каждой новой игры, но самое неприятное - либо ты играешь в это, как в ролевую и полностью забиваешь на цели партии (которые ты получаешь практически случайным образом), либо полностью забиваешь на отыгрыш и играешь в чистую механику и достижение целей задания на партию. И в том, и в другом случае удовольствия от игры много не испытаешь (по крайней мере у меня так), а балансировать между двумя этими крайностями не представляется возможным.
32 место - Счастливый билет: Нью-йорк и Лондон
Очень кризисная и мозголомная игра про движение автобусов по карте. Крайне рекомендую играть в неё максимальным составом. Это вроде бы и ролл-н-райт, а вроде и нет. Да и механически игра довольно уникальна. Интересно попробовать и другие игры серии.
31 место - Битоку
Если глобально, то игра понравилась. Очень много элементов, которые взаимодействуют между собой. Есть много мест, где можно накрутить крутые комбо, нравится, когда так. Однако, из минусов - слишком пёстрое и яркое оформление. Многообразие цветных компонентов зашкаливает и к нему очень долго приходится привыкать.
30 место - Добро пожаловать на луну!
Идейное продолжение "Бумажных кварталов". В коробке сразу несколько игр, которые можно играть, как сюжетную кампанию, переходя от одной игре к другой. Самому довелось поиграть только в 1ю игру, но очень интересно попробовать пройти её всю от начала до конца.
29 место - Culinario Mortale (серия)
На данный момент это лучшая мафиеподобная игра, что мне довелось попробовать. Но обязательные условия, чтобы игра прошла как нужно - полный набор участников и максимальный отыгрыш от каждого. Иначе игра не сработает так, как должна. Но есть и несколько минусов. Первое - ненужные персонажи, которых, если выкинуть из сюжета, особо ничего не поменяется. При этом, какие персонажи "фоновые" становится понятно уже к середине игры. Второе - то, что игроки получают всю информацию о том, что с ними происходило, не сразу, а постепенно. Как будто в начале игры вы помните только то, что с вами было, скажем, утром, в середине игры вы вспоминаете, что было днём, и уже под конец - что было вечером. Механически это игре почти никак не мешает, но логически это, будто бы, должно работать иначе.
28 место - Город великой машины
Интересный представитель жанра один против всех. Самое необычное, что произвело впечатление - механизм, который показывает, насколько игроки близки к поражению, а машина - к победе. Стилистика игры тоже очень хорошо ложится на механику. Из неприятных моментов - необходимость всегда играть за трёх персонажей (как при игре вчетвером) вне зависимости от реального числа игроков за столом.
27 место - Конец вечности
Колодострои мне нравятся, но этот особого впечатления не произвёл. Сыграли несколько партий против разных боссов, победили практически не напрягаясь. Возможно, где-то мы играли не правильно, нужно будет попробовать ещё пару раз.
26 место - Остров Сокровищ
К тематике игры (и мультфильму) всегда был равнодушен. Как-то в детстве этот мультфильм прошёл мимо меня. Но игра сама по себе произвела очень хорошее впечатление. Азартная игра на жадность, играется быстро и без проблем раскладывается несколько партий подряд.
25 место - Доббль
И вновь новинка для меня, которая для большинства уже давно не новинка. Опять же, приятная игра на скорость реакции и внимательность.
24 место - Alias: Party
До этого играл только в обычный Элиас, а вот "пати" версию попробовал впервые. Тот же Элиас, но с небольшими наворотами. Вроде бы ничего особенного, но до сих пор работает.
23 место - Медвежий парк
Приятная семейка на выкладывание полимино с медвежатами. Хорошая игра для тех, кто только-только начинает свой путь в настольном хобби.
22 место - DC comics Deck-Building Game
Люблю колодострои и люблю супергероику, так что тут сошлись все карты. Но при этом, сама по себе игра довольно посредственная. Играл только базу, и про всё многообразие допов и режимов тоже знаю, Но себе такую игру я бы брать не стал.
21 место - Предельное погружение
Очень нравится идея большой игры в маленькой коробочке. И в "Предельном погружении" это возведено в абсолют. Коробочка прям крохотная, но внутри полноценная и "большая" игра на жадность до 6 человек!
20 место - Ёкай
Одно из самых неожиданных открытий (среди филлеров точно). Совершенно случайно попробовал эту игру и был приятно удивлён. Кооперативная игра на память и внимательность. Совместными усилиями вам нужно переставить все карты в нужном порядке, но проблема в том, что все карты закрыты и подсмотреть вы можете только часть из них. Другую часть будут смотреть ваши оппоненты, но при этом, говорить что где они не могут, ведь вся игра проходит молча.
19 место - Unfair
Игра про постройку своего парка аттракционов. И, как мне кажется, это одна из тех игр, в которую нужно играть агрессивно. Имею в виду, что если играть в неё не агрессивно, а "по семейному", то особо никакого удовольствия от игры вы не прочувствуете. Поэтому, смело можно сказать, что игра не для обидчивых.
18 место - Пуэрто-Рико
Самая настоящая настольная классика, до которой дошли руки только сейчас. Но, скажу честно, решил поиграть я в неё только из-за того, что она находится в топ 100 BGG (наверняка не я один такой, кто хочет попробовать все игры из топ 100 BGG). Но тут я ни капли не пожалел. Игра хоть и "бородатая", но очень вариативная и напряжённая. Отдельный плюс, что играется до 5 человек. В современных евро такое уже стало редкостью
17 место - Городишко
Возможно, это одна из лучших игр для новичков, которая знакомит с механикой выставления рабочих. Да, тот же "Каркассон" всё ещё на голову выше, но "Городишко" в этом плане куда понятней.
16 место - Look at the Stars
Очень атмосферный флип-н-райт про рисование созвездий. Отличная идея с рисованием белыми маркерами по чёрному фону. Казалось бы, идея на поверхности, но я раньше не встречал игр-рисовашек с такой темой.
15 место - Century: Полное издание
В версию "Пряности" удалось поиграть довольно давно, и с тех пор хотел заполучить себе коробочку. Но постоянно что-то мешало, а отсутствие игры в рознице отодвигало покупку игры ещё дальше. Но как только издатель объявил о том, что выпускает полное издание - взял не раздумывая. Пока что сыграл по разу в каждую из трёх базовых игр. Сами же "Пряности" попробовал с допом. И скажу, что базовые "Пряности" до сих пор лучшая из трёх игр. Вторая (морская) тоже понравилась, хоть и немного меньше. Ну а вот третья игра зашла пока что меньше всех. Однако, очень интересно попробовать все комбинации, которые предлагает коробка. Кто знает, возможно, после этого буду играть только в комбинацию из всех трёх игр.
14 место - Улей
Ещё одна игра из "Ты сыграл в неё только сейчас?!". Да, очень долго обходил стороной, но совершенно случайно коробка попала ко мне в коллекцию и я осознал, как сильно недооценивал эту игру. Простая, но сложная. Не особо красивая, но эффектная. Одним словом - игра противоречий (ладно, двумя словами).
13 место - Санта-Моника
Приятная семейка про строительство пляжей. Пока сыграл только на двоих, но очень интересно попробовать и большим составом. Кажется, что при максимальном составе она должна заработать куда лучше, чем в дуэли. Но и вдвоём она сыграла тоже весьма неплохо.
12 место - Рыба
Идейное продолжение игры "Кофе". "Кофе" в своё время меня очень сильно впечатлило и от "Рыбы" я ждал не меньшего. И она меня не разочаровала. Игра совсем другая, с "Кофе" её сравнивать точно нельзя, но играя, вы прям чувствуете тот же вайб, что был у первой игры серии. Очень интересно, как серия будет развиваться и что нас ждёт дальше.
11 место - Рыцари пустоши
К пост-апокалипсису равнодушен, но то, что события происходят в Австралии, меня заинтересовало. Стало интересно попробовать, тем более, что сюжетно-приключенческие игры мне нравятся. Не скажу, что игра прям чем-то особо выделяется, но мне было бы интересно пройти её целиком
10 место - Вторжение с небес
Я не соло-игрок. Для меня теряется смысл в настольных играх, если я играю в них один. При этом, мне весьма сильно нравятся различные головоломки, пазлы и прочие подобные штуки. И "Вторжение с небес" оказалась одной из таких. Наличие "сюжетной кампании" тоже радует, разнообразия в игре более, чем достаточно, а выставление уровней сложности превращает каждую партию в, своего рода, челлендж.
9 место - Тираны подземья
Колодострой с полем + контроль территорий. Всё отлично работает, разнообразия от партии к партии тоже хватает, а больше то и добавить нечего.
8 место - The Duke: Lord's Legacy
А вот это точно самое неожиданное открытие года. У нас было полчаса свободного времени и острая необходимость себя чем-то занять. И тут, совершенно невзначай мне предлагают это. Невзрачная коробка, внутри два каких-то почти развалившихся мешка, в нём какие-то деревянные пластинки. Но какой жемчужиной она оказалась! Правила элементарнейшие, абстракт, ближе всего похожий на шахматы. Но тут вам даже не нужно помнить, как ходят фигуры - все их возможные действия изображены на тех самых пластинах, они же - фигуры. Но самый интересный момент - у каждой фигуры две стороны, каждая сторона ходит по-разному. И зачем оно нужно, как вы думаете? Для реиграбельности? Как бы не так! Стоит вам походить любой своей фигурой, после хода вы переворачиваете её на противоположную сторону! Такая простая идея, но насколько же она гениальная. Выше всяких похвал!
7 место - Войны Ктулху
Самая масштабная игра в моей коллекции. Нравится контроль территорий, нравится тематика мифов Лавкрафта, а эти гигантские миниатюрки - это всегда ощущение чего-то глобального и величественного. Сыграть пока получилось не так много и только за базовые фракции (в коллекции ещё две дополнительные), но очень хочется ещё. Есть, правда, одно "но", которое меня смущает - слишком сильно тригер конца игры зависит от жетонов с ПО, которые игроки получают в процессе. Как контролировать этот момент пока не очень понимаю, но нужно пробовать!
6 место - Баталия
Очень недооценённая мною игра. Раньше был к ней максимально равнодушен, теперь же ищу, чтобы добавить в коллекцию. Великолепная дуэлька на просчёт. Рыцарская тематика мне не очень интересна, но здесь она очень в тему. А ещё в игре есть усложнённый режим. Очень советую начинать сразу с него, ну или максимум со второй партии, он делает игру ещё лучше.
5 место - Это безумное королевство
Я не понимаю, как играть в эту игру. Вроде бы, тот же "Этот безумный мир", но совсем другой. Очень нравится идея "я делю - ты выбираешь", но за все партии так и не получилось найти тот баланс, чтобы и себе получше карты взять, и противнику не так много хорошего дать.
4 место - В общих чертах
Лучший патигейм, в который мне довелось поиграть за последний год точно. Идея проста, как тапочек, но столь же гениальна. Да, говорят, игры на рисование не продаются, но тут и рисовать особо ничего не нужно! А точнее - не нужно уметь рисовать. Я уверен, каждый из вас способен нарисовать две прямые или одну кривую линию.
3 место - Зверь
Мрачное около фентези с напряжением преследования, адреналином погони и разнообразием вариантов. Единственная претензия к базе - картонные стенды героев и монстров, но дополнение с миниатюрами должно исправить этот момент. Хочется поиграть не только за каждого монстра/охотника, но и против каждого.
2 место - Белый замок
Если говорить про новинки, то это лучшая игра этого года для меня (когда дойдёте до 1го места, поймёте, почему лучшая). Настолько элегантный геймдизайн я давно не встречал. В маленькой коробочке (хоть и набитой до самых краёв) полноценное большое и сложное евро. С дилеммой выбора, с крайне ограниченными возможностями, с необходимостью продумывать свои действия не на 1-2, а на все 3-4 хода вперёд. И это при том, что ходов в игре у каждого будет всего 9! Я был в восторге после первой же партии!
1 место - Азул: Шоколатье
Позвольте представить - читер. Назвать эту игру полноценно новинкой я не могу. Но и не добавить в этот список - тоже! Игра то, считай, новая. Очень люблю "Азул", потрясающая игра даже спустя сотни других игр. А в этом "шоколадном" оформлении (и с небольшими новыми приблудами в игровом процессе) он стал ещё более потрясающим!
Вот такой получился топ новинок!
Есть ли среди них игры, которые вы также, как и я, попробовали впервые в прошедшем году? Как бы вы их оценили и в каком порядке расставили?
Обо всём этом пишите в комментариях, будет интересно узнать ваше мнение.