Слова 2021 года: абстракционизм, эклектика, синкретизм, лаконичность
Для затравки:
- крутая для тусичей,
- впечатляюще абстрактная,
- новый взгляд на ассоциации,
- гейтвэйно гейтвэйная,
- самая эклектичная,
- такая, что можно случайно сломать мозги,
- супер-пупер тема,
- отлично слаженная,
- разочарование года.
Скудность положительных эмоций этого года не позволила мне сделать классический топ, поэтому пришлось выуживать впечатления и раздавать играм номинации. Но сначала будет длинная вступительная часть... Знаете, вроде скучной длинной речи генерального директора на корпоративе, которую все слушают с мыслью: "Скорее бы он уже закончил, винишко простаивает!"
Пролог — чтобы сразу было понятно, какую часть публикации проматывать
Моя активная фаза в хобби началась летом 2018 года, тогда я первый раз пришла на игровой вечер. Мне кажется, что я тот игрок, которого можно приводить в пример, когда говоришь кому-то, что невозможно силой заставить полюбить настольные игры. Человек или предрасположен или нет. Любовь к настольным играм связана с особенностями мышления и воспитания, поэтому не стоит загоняться, что вы посадили своего партнёра за сложную игру, задушнили, и ему не понравилось. Ему бы в любом случае не понравилось! Или наверняка понравилось бы. :)
Такая вот категоричная позиция, но тем она и интереснее — можно порассуждать.
На сегодняшний день я успела попробовать около 650 разных настольных игр всех сортов, у меня успели несколько раз измениться вкусы, и даже сформировалась интуиция на то, понравится мне игра или нет. КПД у этой интуиции процентов 50, но и этого достаточно для того, чтобы иногда не тратить время на партии, от которых я не кайфану.
Например, я стараюсь стороной обходить войнушки, настороженно отношусь к амери, не проявляю инициативу в том, чтобы сесть за колодострои, игры на контроль территорий или коллекционные карточные (но могу и сыграть).
Также за 3 года я обзавелась бессменными фаворитами. В их числе игры, дающие уникальный игровой и личный опыт, ни на что не похожие, плюс это могут быть просто сентименты, мол, так понравилось, что никак не может разонравиться!
Цифери — для тех, кто любит цифери
В 2021 году я установила себе BG Stats, чтобы было всё как у людей. Тоже хотела знать сколько и во что играю!
Весь год я загонялась, а правильно ли я веду статистику? Отмечать ли недоигранные партии? Если игра длится 15 минут, и мы сыграли 10 раз за вечер — отмечать все 10? Что именно учитывать? Хотя как будто бы тут есть правильный ответ, каждый ведёт как хочет. :)
Под конец года сформировала для себя такое видение:
- Для каждой партии я отмечаю только дату, участников, кто играл впервые и кто победил. Место, продолжительность, первого игрока и роли (для командных или кооперативных игр) не указываю.
- Даже если не доиграли — отмечаю, просто без счёта и победителей. В конце концов, мне важен сам факт, что мы её достали с полки, а результат посиделок вторичен.
- Если сначала я играла в игру без допов, а потом в том же году с допами — указываю в карточке "Игра + дополнения". Отсчёт сыгранного по дополнениям я всё равно не веду, а так хотя бы смогу посмотреть, сколько игр у меня испробовано с допами, а сколько чисто базой.
- Если сыграли несколько маленьких партий — всё равно отмечаю все. Ведь это показатель, что игра чем-то понравилась, раз после первых двух-трёх проб она всё равно игралась.
В итоге погрешность получилась минимальной, но не нулевой — всё-таки принципы построения статистики сформировались не сразу. Давайте же поглядим, что там.
Один из основных челленджей — сыграть в как можно больше нового для себя — был, я считаю, выполнен. Около 120 коробок за которые я села впервые, а всего в этом году было разложено где-то 160 разных игр.
Самая старенькая из "новинок" — настольная игра на взятки Black Spy 1981 года выпуска. Спойлер: внимания игра не стоит, устарела чуть более, чем полностью. :)
В этом году я определённо стала чаще играть в игры по нескольку раз. Шутка ли, 270 зарегистрированных партий на 160 игр, то есть средняя по больнице это 1.7 партии на игру. :) Поразительный показатель! Для меня. А ниже список потаскух:
- Rosetta: The Lost Language — эта маленькая коробчонка оставила всех далеко позади, я записала её 15 раз, а сыграла, может, и того больше. Почему? Она победила в одной из номинаций, так что оставайтесь на линии, расскажу.
- Tichu — 10 партий за год, хотя на деле стопудово больше. Просто часто не доигрывали, и я видимо по настроению или вносила недоигранное или не вносила.
- Букводжем — 9 партий, отличный Эрудит здорового человека, хороший кооператив, не всегда, но часто рада в него поиграть.
- Саграда — один из камбэков года, а ещё доп приехал, его щупали. В общей сложности сыграла в неё 7 раз за год.
- Холст — игра необычная (хотя прозрачные карты давно уже не инновация), и многие хотели её попробовать, так что 5 раз за год я сама в неё поиграла и ещё сколько-то раз просто показывала красивое.
- Экипаж. Погружение в бездну — в BG Stats написано, что я играла в неё 4 раза, но что-то оооочень сомневаюсь. Уверена, что больше, это ведь совершенно чудесный кооператив!
- Так же по 4 партии отмечено у Драфтозавров, Индустрии, Проекта «Гайя», Loot of Lima, Mountain Goats, Project "L" и Испорченного телефона.
Ну и всё, последние циферки, буквально пара слов. 46% партий играли вчетвером, ещё 25% — втроём. Но, в этом году посиделки вдвоём выбрались аж на четвёртое место и занимают 7% от всех партий! Это всё стопудово из-за последних двух месяцев, в которые мы стали изредка играть с соседом.
Внезапно по дням недели в лидеры вырвалась суббота. В прошлом году играть по выходным это скорее было исключение, чем правило, в этом же вторник проиграл: 21% против 28% субботних.
К главному: 9 номинаций и 16 победителей
В финальной части расскажу очень кратко о номинациях и играх. Попробую написать по два-три предложения про:
- суть номинации,
- суть каждой игры,
- почему попали в номинацию.
Поехали!
Крутая игра для тусичей
Я просто скажу, что MonsDRAWcity это даже не лучший патигейм года, это вообще один из лучших патигеймов, которые я встречала!
Ведущий тянет карточку, на которой нарисован монстр (посмотрите на обложку, какие они могут быть), изучает её несколько секунд, стараясь запомнить все детали, а затем по памяти рассказывает остальным игрокам, как выглядит монстр. После того, как игроки по описанию ведущего закончили рисовать монстра, запускается голосование на выбор максимально достоверной картинки.
Попытки описывать монстра и нарисовать его это безумно весело! Заслуженная победа игры.
Впечатляющие абстракты
Хотя и есть довольно определённое понятие для абстрактной стратегии, я немного отошла от него в этой номинации и впихнула своё видение. Тут я оценивала сухие недолгие игры с хорошо контролируемым рандомом или полным его отсутствием и с хоть какой-то темой в оформлении. Так, например, Enchanted Plumes можно было бы оценивать как карточную игру, но для меня она попадает в категорию абстрактов, как и, например, Арборетум.
В итоге, в этом году я выделила двух победителей.
Baron Voodoo — это красивый сбор сетов, где в качестве собираемых предметов и одновременно игральных фишек выступают деревянные кубики. Прыгаете кубиками своего цвета, забираете себе те кубики, что перепрыгнули, собранное конвертируете в победные очки. Разнообразие в игру вносит валюта, которую можно тратить на прямое и косвенное взаимодействие с другими игроками: отбирать кубы, перемещать себя по полю и так далее. Есть место на подумать, необычно, напоминает прокачанные шашки.
Игра оказалась здесь ещё и из-за темы. Редко такое случается, когда оформление побуждает меня поглубже изучить вопрос, и тут как раз этот случай. Кстати, у меня есть обзор на Baron Voodoo. :)
Enchanted Plumes — о, это вообще чудесная находка! Я не с проста в начале заикнулась про Арборетум, ведь павлиньи перья очень напомнили мне мой самый любимый абстракт.
Коротко о процессе: игроки разыгрывают карты с руки, чтобы формировать из них павлиньи хвосты. Павлиний хвост — это карты, выложенные рядами таким образом, что в каждом следующем ряду на одну карту меньше, и так до тех пор, пока в ряду не будет лежать одна карта. Такой хвост считается законченным и приносит бонусные очки. Первый, самый широкий ряд каждого хвоста приносит отрицательные очки по номиналу карт в нём, все остальные ряды очки прибавляют.
А теперь о сложностях.
- Каждый следующий ряд может состоять только из тех цветов, что были в предыдущем.
- В руке у вас всегда не больше пяти карт.
- В ход вы всегда играете от одной до двух карт без возможности пропустить.
- В конце хода вы можете увеличить свою руку взяв случайную карту из колоды, или сохранить размер руки, обменяв свою карту на карту с рынка.
- Цвета, которые нужны вам, нужны не только вам!
В итоге, мы получаем лаконичную, очень простую по правилам, весьма кризисную игру продолжительностью около 30 минут. ИДЕАЛЬНО.
Новый взгляд на ассоциации
Играми на ассоциации довольно сложно впечатлить. Многие так или иначе напоминают Диксит, у многих из них есть проблемы с реиграбельностью, многие просто не очень хорошо работают.
Как минимум одна из проблем касается и Rosetta: The Lost Language, но это не помешало ей оказаться в моих итогах. Да, реиграбельность у неё почти никакая (очень мало карт), да, сам процесс может нехило затянуться, если игроки не могут прийти к согласию. Но изначальная идея мне так нравится, что я надеюсь на доп, который немного всё починит.
А идея следующая. Ведущий получает на руки иллюстрацию и иероглиф. Вдохновившись иллюстрацией ведущий наделяет иероглиф смыслом, причём так, чтобы в будущем можно было декомпозировать его и перевести каждый элемент отдельно. Значения отдельных элементов иероглифа могут быть изображены на иллюстрации, но общее значение иероглифа должно быть вне картинки.
У участников есть 10 раундов на то, чтобы разгадать значение иероглифа, а опираются они в разгадывании на картинку.
Вторая ассоциативная игра года — One Key. Это своеобразное кооперативное горячо-холодно. Перед игроками ворох разных картинок, одна из которых — ключ. Игроки при помощи подсказок ведущего постепенно сокращают количество изображений, а их конечная цель — оставить только одно, ключевое. Загвоздка в том, что порой ведущему очень сложно намекнуть игрокам, на что обратить внимание, а от чего отказаться, но так ведь всегда в играх на ассоциации. Мне игра показалась такой быстрой, облегчённой версией Мистериума.
Проходка в настольный мир
Так называемые "гейтвэи" спорная для меня категория игр. Если читали первую часть поста, то знаете, что я не верю в постепенное вхождение в мир настолок, поэтому максимум ответственности, которую я готова возложить на эту категорию — это ускорить погружение. Кто-нибудь подскажите, придумано ли какое-то красивое ёмкое слово, которым бы перевели слово gateway в контексте настольных игр?
The Towers of Arkhanos — игра, которую я бы показывала на стриме, если бы это был стрим Board Game Community. Красочно, красиво, есть кубики, есть миплы, есть нестандартные механики (знаю всего парочку игр с ними), но при этом правила довольно простые, играется меньше часа, да и особых претензий к игровому процессу нет. Хорошая игра. Будучи первой — была бы вообще отличная.
Самая эклектичная
Мне просто хотелось рассказать об этой игре, и я под неё придумала номинацию.
Чтобы играть в MegaCity: Ocenia, вам понадобится ровный устойчивый стол, крепкая хватка и развитая моторика. И это при том, что игра по сути своей — стратегия.
Сначала накапливаете ресурсы (читайте, детали для строительства небоскрёба), затем с их помощью выстраиваете небоскрёб. Затем вам нужно этот небоскрёб пристроить к определённой части города, чтоб получить бонусы (не уверена, но вроде похоже на Пригород). Короче говоря, это декстерити-стратегия, и это один из самых необычных опытов за всё время, что я в хобби.
Мозголомка 3000
В этой номинации я не стала учитывать вообще все игры, которые заставили меня кусать локти, а сосредоточилась на карточных. Потому что они, на мой взгляд, самые сочные! Колода карт, игра на 20 минут и хватание за голову от того, какое же решение принять. Обожаю такое.
Ядро и той и другой игры — избавление от карт, но каждая из них наделяет процесс яркой особенностью. В Dealt! вам запрещено привычное для карточных игр действие: разложить карты в руке по номиналам и мастям, — потому что в Dealt! вы можете играть комбинации только из тех карт, что расположены в вашей руке по соседству. Это заставляет вас не только подбирать комбинации, но и просчитывать, какие новые комбинации получатся при избавлении от тех или иных карт.
В Scout! есть механика забора карт со стола в руку. Обычно игральные карты симметричны относительно перпендикулярной оси, но только не в этой игре. Здесь на разных концах карты разные номиналы, поэтому, когда вы берёте карты в руку, вам тут же надо принимать решение, каким краем вверх их расположить — потом передумать уже будет нельзя.
Тема — огонь!
Как минимум две из трёх игр этой номинации я бы могла выделить и по другим критериям, но в сердечке они остались именно благодаря теме.
Cosmic Frog — это просто треш, угар и содомия. Здесь вы играете за лягух, которые пожирают миры, и побеждает тот, кто сожрёт больше всех. Игра совершенно хаотичная, никакого баланса, планировать что-то очень сложно. Но чёрт возьми, до чего же она стильная.
Tulip Bubble захватила меня своей темой настолько, что я полезла читать про Тюльпановую лихорадку, про которую до этого слышала только краем уха. История оказалась очень запутанной, с кучей имён, топонимов, цифр, и с малым количеством свидетельств. Но я всё равно посвятила игре отдельный пост, где как обычно про саму историю рассказывается чуть ли не больше, чем про игровой процесс.
Cerebria: Inside The World погружает нас в собственное сознание. Противостояние положительных и отрицательных эмоций выражено в командном соревновании и непростом игровом процессе. Не буду измерять тематичность механик, скажу только что было сложно и увлекательно. А ещё довольно красиво! Не знаю, хочу ли ещё раз играть в Церебрию, но она точно заслуживает упоминания.
Отлично слаженная
Прозрачность это и правда самая подходящая характеристика для игры Вдали от Солнца. Редчайшее ощущение стройности и логичности как правил, так и интерфейса. Многие говорят, что это не игра, а какие-то графы или экселевская таблица, а мне вот было очень комфортно в неё играть. Как будто взяли научно-технологическое развитие из Цивилизации и дали в качестве задачки. И кстати, оформление тоже понравилось. Белые лаконичные планшеты, прикольные кубики.
Разочарование?..
Признавайтесь, кто хотел ложку дёгтя, а не только хвалебные речи. :)
Rome&Roll — ДУШНИЛОВО. Мы играли в этот Paper-and-Pencil всего ничего, полтора часа, но я натурально устала это терпеть. Я даже не уверена до конца, чего я ждала от игры, ведь она собрала всё самое модное: полимино, рисование, градостроение — наверное нужно было сразу насторожиться. Наверное, её просто неплохо раскручивали.
Взломай код. Во-первых, я люблю головоломки, во-вторых, люблю издательство GaGaGames за то, как они иногда здорово выбирают игры на локализацию. Новость, что они выпускают Break The Code меня очень порадовала, ведь я сама чуть не купила её в канадском магазине. На деле оказалось, что игра очень уязвима перед проблемой стартовой информации. Жетончики могут распределиться так, что всех игроков будет интересовать кто-то один, и в итоге, все будут разживаться информацией, а эта несчастная жертва будет страдать. У нас так было две партии подряд, поэтому игра теперь в этой анти-номинации.
Ugly Christmas Sweaters. Какая. Чертовски. Крутая. Тема. Тоже чуть не купила её когда-то, но оказалось, что это тоже то ещё ДУШНИЛОВО. Игра на взятки со сбором сетов, а значит должна занимать минут 40 на партию в худшем случае. Делов-то, собираете из кусочков уродливые рождественские свитера (кстати, сейчас это мерчевый тренд в бренд-маркетинге), выигрывая эти кусочки другими кусочками, зарабатываете очки, побеждаете. Тоже играли полтора часа, тоже заколебались и разочаровались. Так жаль, ведь такая угарная тематика...
Други! В завершение прикрепляю опрос — вовлечённость аудитории померить, вот это вот всё. :) А так же желаю вам побольше впечатлений в наступающем 2022-м году. Помните, что люди важнее игр, что конфликты в играх не стоит переносить в реальность, что ваши неудачи в играх не делают вас неудачником по жизни, и что радоваться победам — это нормально! Будьте искренни и живите с открытым сердцем!
С новым годом!
Даша, отличная статья.
Спасибо тебе за партии и компанию, увидимся в следующем году
Спасибо! И за партии тоже :)