В подписке Nastolio.Premium нет рекламы, зато есть много других крутых штук ;)

В публикации упоминается:

512

Вспоминаем классику #1 Каркассон

Всем привет! Хотелось бы немного покидать камни в огород классических настольных игр, "гейтвэев" всех времен и народов, живых (или уже не очень) картонных легенд от именитых авторов и так далее.

Первым в данной рубрике будет многими любимый - Каркассон (Carcassonne). Скорее всего данная заметка будет самой комплиментарной из всех запланированных, что не очень хорошо может задать настроение текущему циклу. Однако на это есть две основные причины:

  1. Каркассон - единственная игра (из числа планируемых к освещению в данной рубрике), имеющаяся в моей коллекции. Соответственно, в связи с нехваткой времени на регулярные встречи с любителем и владельцем подобного рода игр, принял решение начать с нее.
  2. Я не особенно люблю играть и тем более писать об играх, которые, мягко сказать, "не понимаю", но вдруг появилось желание все же попытаться переосмыслить свой подход. Поэтому для первого раза выбрал наиболее подходящую мне "по духу" коробку из существующих.

Как уже упоминалось ранее, настольные игры свежее хобби в моей жизни, поэтому, придя на "все готовое" и окунувшись с головой во все многообразие современных настолок, я столкнулся со стеной непонимания "незыблемой классики картонного мира". А постоянное навязывание подобного (со стороны опытных игроков, консультантов магазинов и т.д.) раз за разом лишь укрепляли эту стену, добавляя к ней новые "камни преткновения". Заранее попрошу не гневаться любителей классики и отнестись к "неофиту" с некой долей понимания. Моя коллекция на данный момент включает в себя свыше 35 настольных игр (все, я надеюсь, представлено в профиле), примерно понять мои вкусы можно по данной заметке. Сразу скажу, что в данном цикле буду избегать необоснованного негатива и сомнительного рода претензий, а исключительно пройдусь по фактам, разумеется, в рамках своего субъективного мнения). О чем собственно пойдет речь:

  1. Немного о самой игре - описание, содержимое, механики и бла-бла-бла
  2. Кратко об игровом процессе (правил здесь не будет!)
  3. Основные претензии
  4. Ценовая политика
  5. Общее мнение (с плюсами и минусами)

Итак, ближе к делу ...

Что за игра ?

Каркассон - яркий представитель классической немецкой школы настольного геймдизайна за авторством Клауса-Юргена Вреде. Игра строится на механике выкладывания плиток в общей игровой зоне, гонки за победными очками и элементами мажорити. В игре отсутствует асимметрия и прямой конфликт между участниками. Данная коробка получила множество престижных наград и, что самое главное, любовь и признание игроков по всему миру.

В моей коллекции данная игра представлена BigBox-изданием. Выбирал по принципу самой удачной комбинации база-дополнения (и немного пагубной тягой к "эксклюзивности").

<i>Коробка и ее содержимое</i>
Коробка и ее содержимое

Далее комплектация на примере моего бигбокса. Основные компоненты - тайлы местности, трекер победных очков, комплекты миплов для каждого из игроков и вспомогательные компоненты (плашки победных очков и различные картонные жетоны в дополнениях).

<i>Тайлы и плашки очков (двухсторонние 50/100)</i>
Тайлы и плашки очков (двухсторонние 50/100)
<i>Наборы миплов</i>
Наборы миплов

В дополнениях также появляются новые тайлы и миплы.

<i>Товары из дополнения "Купцы и зодчие"</i>
Товары из дополнения "Купцы и зодчие"
<i>Состав мини-дополнений, входящих в BigBox</i>
Состав мини-дополнений, входящих в BigBox

Набор тайлов сделан качественно, однако при частой игре они теряют "товарный вид" из-за необходимости регулярного перемешивания. В целом, все компоненты выполнены неплохо, к качеству особых претензий нет, но есть некоторые недочеты. К примеру, комплект миплов на шестого игрока идет только в одном из дополнений (или в бигбоксе), в базе мало плашек победных очков (поэтому миплы-счетчики к концу игры буквально "стоят на голове") и прочие мелочи.

Игровой процесс

Весь геймплей можно описать одной емкой фразой - "гениален в своей простоте".

В свой ход участник тянет в закрытую тайл местности из общего запаса и присоединяет его к игровой зоне в выгодном (но не всегда) для него месте. Затем при желании может разместить на нем своего мипла. При завершении строительства Города или Дороги, игрок с наибольшим количеством своих подчиненных, расположенных на данном объекте средневековой инфраструктуры, получает победные очки и продвигается по треку подсчета, приближая себя к победе.

Дополнения добавляют новые возможности и расширяют зону взаимодействия между игроками, но суть остается той же - взял тайл, выложил его, поместил туда мипла, возможно сделал какое-либо уникальное действие из расширения, получил очки. Оговорюсь, несмотря на то, что в моей коллекции есть только BigBox издание, я попробовал все дополнения, выпущенные в России. В двух словах о каждом из коробок:

  1. Таверны и соборы - хорошее дополнение, для меня как вырезанная часть базы. Повышает возможности планирования и заставляет иногда рисковать. И еще здесь появляется БИГМИПЛ (локальная шутка).
  2. Купцы и зодчие - очень сильное дополнение, для меня также это часть необходимого базового набора. Появляется возможность побороться с соперниками за ресурсы (купцы) и делать дополнительные ходы (зодчие).
  3. Принцесса и дракон - неплохое дополнение. Классный мипл-Дракон, повышается конфликтность.
  4. Граф, король и культ - как говорится: "сомнительно, но окей".
  5. Аббатсво и мэр - для чего? почему? Не понравилось.
  6. Мосты, замки и базары - обо всем и ни о чем. Есть интересные решения, но в целом не прочувствовал.
  7. Холмы и овцы - классное дополнение. Добавляет элементы push your luck (овцы), что добавляет азарт и спасает от сухости партий.
  8. Башня - дополнение "не для всех". Сильно повышает градус конфликтности и ломает "семейность" игры (мне крайне понравилось).
  9. Бродячий цирк - неплохое дополнение, также с элементами push your luck и занятными комбинация по получению ПО.
  10. Мини-дополнения, включенные в BigBox. Есть очень крутые (золотые рудники, паромы, маг и ведьма), есть неплохие (летательные аппараты, круги на полях) и сомнительные (грабители, гонцы).

В целом, игровой процесс приятный и не скучный, ожидание своего хода не утомительное. Но все время не покидает чувство, что чего-то не хватает и, к сожалению, игра быстро приедается. Возможно наличие всех-всех доступных дополнений решает эту проблему, но тогда возникает закономерный вопрос - а так ли хороша игра на самом деле?

Претензии

Во-первых, излишняя простота. Игра хороша и лаконична, но с точки зрения наполненности (во всех смыслах) сильно устарела к текущему моменту, что, учитывая возраст игры, неудивительно. Лично для себя, я не вижу смысла искать в ней какую-то бесконечную реиграбельность и кладезь игрового опыта (хотя часто сталкиваюсь с мнением об обратном). За счет простоты (и даже линейности) механика работает идеально, но при этом игровой процесс сухой и однообразный.

Во-вторых, хочешь разнообразия - плати. Скажу сразу, я ничего не имею против дополнений (даже скорее отношусь к ним позитивно), но в базовом Каркассоне уже после одной партии становится скучно. Для полноценной партии, по моему мнению, нужно замешивать минимум еще два дополнения. И тогда возникает вопрос, почему некоторые из расширений не могут быть сразу включены в базу, спустя столько переизданий. Данная претензия частично нивелируется наличием "Королевского подарка", однако входящие туда дополнения не особенно хорошо сочетаются друг с другом и слишком сильно изменяют правила базы. Также некоторые расширения, по моему мнению, несовместимы с другими или во время партии "перетягивают одеяло" на себя, что снижает количество вариантов для комбинирования и, в итоге, бьет по разнообразию и реиграбельности.

В-третьих, устаревшее оформление. Для меня загадка как подобный подход к "продакшену" способен привлечь новых людей в хобби (и тем не менее как-то работает). Среди всего обилия современных проектов я бы никогда не обратил внимания на эту игру (спасибо моему другу, что усадил меня за стол и дал поиграть).

И последнее, постоянные рекомендации Каркассона как первой игры, которую стоит попробовать. Как по мне, этот путь тупиковый. Если игра не заинтересует за счет игрового процесса, то больше зацепить ей будет нечем (вау-эффекта нет, оформление архаично), и человек скорее всего не проникнется духом настольных игр. А одна простая (пусть и шикарно реализованная) механика не способна в полной мере отразить всю глубину и многообразие нашего увлечения.

Цена

На мой взгляд, настольное сообщество уже на стадии принятия текущих цен на игры (хоть и с болью в сердце), поэтому данный раздел может показаться не актуальным, да и сам я не любитель обсуждать финансовую составляющую разнообразных увлечений, однако есть большое "НО". И заключается оно в постоянном "пережевывании" цен на современные свежие проекты и новые локализации, при этом ценники на "классические" игры такой реакции не вызывают или оправдываются именитостью самой коробки. Я в корни не согласен с таким подходом и считаю, что оцениваться все должно здесь и сейчас, без учета заслуг прошлого (которые я ни в коем разе не хочу умалять, да и не имею такой возможности). Суть моего "горения" хорошо иллюстрируется одним реальным примером (называть игры не буду, так как речь не о них, но обе из них уже фигурировали в моей заметке и обе строятся на единой механике размещения рабочих). Далее тезис с которым мне пришлось неоднократно столкнуться - игра "Ф" оверпрайс и значительно слабее игры "А" за счет переизбытка механик. Итак, копия из первого в России тиража "Ф" на предзаказе стоила столько же сколько и "А" в рознице, а по РРЦ (без учета большой накопительной скидки) разница составляет 2 тысячи, учитывая, что "Ф" идет в делюкс-комплектации (которая действительно удобна и не высосана из пальца), с учетом скидки, так вообще разница составляет 2-3 пачки проекторов, которые, кстати, для "Ф" не нужны в отличии от "А". Тогда вопрос, в чем оверпрайс и чем наличие дополнительных возможностей делает игру хуже своего "старшего брата", если цены сопоставимы или даже идентичны, а качество компонентов и продакшен не выдерживают никакого сравнения. Теперь, наконец, к делу (извините - наболело).

Лично у меня в рамках данного раздела, претензий к Каркассону нет. База однозначно стоит своих денег, каждое из дополнений возможно тоже. Ценами на BigBox-издания, также никого не удивишь - переплата 2,5 тысячи за "эксклюзивные" мини-дополнения и крайне сомнительное решение по хранению тайлов из всех расширений, несколько компенсируется удачной комбинацией базы и двух основных дополнений, а также полноценным набором вспомогательных компонентов (комплекты миплов сразу на 6 участников и большое количество плашек победных очков). Сейчас я бы не выбрал такой вариант и взял бы необходимое по отдельности, но благо успел купить по более низкой и выигрышной цене. Вопросы вызывает выбор дополнений для комбо-набора "Королевский подарок", вроде бы их сразу три, но при этом не самые важные и нужные на старте, а при расширении коллекции образовывается второй комплект базы (особо никому не нужный на вторичном рынке), однако это уже субъективно."Фул-фраш" также будет стоить адекватных денег по мерках современных реалий.

Каркассон заметно дешевле своих конкурентов (к примеру, Акрополиса и Пригорода) и не сильно уступает им (а для кого-то и опережает) по игровому процессу и интересу для участников. Так что здесь, однозначно, никаких претензий с моей стороны быть не может.

Мнение

В целом, игра действительно хорошая, простая в освоении и способна дарить положительные эмоции. Подойдет широкой аудитории начинающих игроков (уже поигравших в другие коробки) и украсит теплый семейный вечер. Приятно играется с любым количеством участников (2-6 игроков) и мало зависит от опыта и наигрыша (если конечно вы не выучили все тайлы наизусть). В меру контролируемый рандом вносит азарт и разнообразие в партии. Однако новый игровой опыт, после примерно 10 партий (а я считаю это мало для игры столь низкого уровня сложности и комплексности), получить становиться настолько сложно, что возвращаться к игре хочется все меньше и меньше. Однако после первого знакомства с игрой, без особых раздумий, она оказалась в моей коллекции, о чем я не жалею.

Теперь о плюсах и минусах:
+ Низкий порог вхождения
+ Комфортный первый шаг в мир настольных игр
+ Лаконичный игровой процесс
+- Чрезмерная простота
+- Устаревшее оформление
- Разнообразие и наполненность через обилие дополнений
- Быстро "приедается"
- Цифровая версия предпочтительнее оригинала
- Не дает нового игрового опыта после нескольких партий

На этом все, как и говорил вначале, получилось достаточно комплиментарно. Комментарии негодования и критика приветствуются)

Всем добра и хорошего настроения!
До новых встреч.

Nastolio.Premium

И другие бонусы.

Подключить за 299 рублей
article-commentsarticle-communityarticle-viewscontent-delimeterfooter-social-fb-activefooter-social-fbfooter-social-instagram-activefooter-social-instagramfooter-social-telegram-activefooter-social-telegramfooter-social-tgchat-activefooter-social-tgchatfooter-social-twitter-activefooter-social-twitterfooter-social-vk-activefooter-social-vkfooter-social-youtube-activefooter-social-youtubegame-edit-attributesgame-edit-authorsgame-edit-categoriesgame-edit-componentsgame-edit-descriptiongame-edit-duplicatesgame-edit-filesgame-edit-imagesgame-edit-infogame-edit-linksgame-edit-mechanicsgame-edit-namegame-edit-relationsgame-edit-videoslogo-gold-borderlogo-goldmarket-advantages-searchmarket-advantages-sellmarket-advantages-watchmarket-user-menu-bookmarksmarket-user-menu-feedbackmarket-user-menu-offersmarket-user-menu-profilemarket-user-menu-wishlistmenu-alarmmenu-chats-activemenu-chatsmenu-communities-activemenu-communities-hovermenu-communitiesmenu-donate-activemenu-donate-hovermenu-donatemenu-editor-activemenu-editormenu-events-activemenu-events-hovermenu-eventsmenu-games-activemenu-games-hovermenu-gamesmenu-market-activemenu-market-hovermenu-marketmenu-newmenu-notificationsmenu-profile-activemenu-profile-hovermenu-profilemenu-publications-activemenu-publications-hovermenu-publicationsmenu-push-activemenu-pushmenu-services-activemenu-services-hovermenu-servicespremium-advertpremium-collectionpremium-contestpremium-dice-borderpremium-dicepremium-meeple-housepremium-soonscore-dice-1score-dice-10score-dice-2score-dice-3score-dice-4score-dice-5score-dice-6score-dice-7score-dice-8score-dice-9score-dice-active-1score-dice-active-10score-dice-active-2score-dice-active-3score-dice-active-4score-dice-active-5score-dice-active-6score-dice-active-7score-dice-active-8score-dice-active-9score-dice-hover-1score-dice-hover-10score-dice-hover-2score-dice-hover-3score-dice-hover-4score-dice-hover-5score-dice-hover-6score-dice-hover-7score-dice-hover-8score-dice-hover-9score-dice-nonesearch-activesearchstub-communityuser-menu-exituser-menu-profileuser-menu-settingsuser-social-bgguser-social-emailuser-social-fbuser-social-instagramuser-social-kickstarteruser-social-siteuser-social-telegramuser-social-teserauser-social-tiktokuser-social-twitteruser-social-vkuser-social-youtube