Справочник настольщика. Жанры
Друзья, всем привет! Я задолжал вам финальную статью по теме «Справочник настольщика». Всё помню и наверстываю упущенное. Сегодня речь пойдёт о самом спорном — о жанрах настольных игр.
Я уверен практически на 100%, что упустил какой-нибудь из огромного количества настольных жанров, что какой-нибудь из жанров осветил не в полной мере. Поэтому не стесняйтесь, дополняйте и поправляйте. Составим этот справочник вместе!
Также отмечу, что современные настольные игры часто не ограничиваются одним лишь жанром из представленных, а зачастую сочетают в себе сразу несколько.
4X-игры — игры, основанные на четырёх составляющих игрового процесса: исследование (eXplore), расширение (eXpand), эксплуатация (eXploit) и уничтожение (eXterminate).
Исследование подразумевает изучение карты с помощью своих юнитов, раскрывая рельеф и новые пути, если они были скрыты, либо же находя что-либо спрятанное на территории, будь то ресурсы или игровые бонусы.
Расширение означает возможность увеличения размеров занятой игроком территории. Завоевание и потеря территорий зачастую могут сильно повлиять на игру.
Эксплуатация подразумевает улучшение занятых территорий и получение за их счёт каких-либо игровых преференций: новых юнитов, большего числа ресурсов, игровых действий, или каких-либо иных игровых бонусов.
Под уничтожением понимается то, что юниты на территориях могут принимать участие в сражениях, побеждать или же быть поверженными. Поскольку в конечном итоге вся (или почти вся) территория может быть захвачена, нападение и/или устранение присутствия соперника может быть единственным способом добиться дальнейшего расширения.
Наиболее яркими представителями 4X-стратегий являются: Сумерки Империи — огромная масштабная игра о галактическом противостоянии множества космических народов; Опустошение, Доминирующие виды: Мировой океан.
Абстракт — исторически первый жанр игр, характеризующийся отсутствием конкретной тематики у игры. Часто такие игры имеют простые и понятные механики, а также обладают минимальным уровнем влияния случайности на ход игры.
Америтреш (от англ. ameritrash), или Игры американской школы — игры, в которых упор делается на тематику и атмосферу. Такие игры характеризуются высокой проработкой внутриигровых миров, персонажей, историй. Америтреш-игры часто содержат яркое оформление, соответствующие тематике игры, миниатюры героев, их врагов, окружения, будь они пластиковыми или картонными. Часто целью таких игр является не набор победных очков, а достижение некоторой игровой цели — прохождение сценария сюжетной игры, победа над полчищем врагов или своим соперником. Также в америтреш-играх часто присутствует элемент случайности: броски кубиков, вытягивание жетонов из мешка вслепую.
Одними из лучших представителей в этом жанре являются игры линейки Ужас Аркхэма. Также стоит отметить Космический контакт, Зомбицид и Робинзон Крузо.
Варгейм (от англ. wargame) — игры, моделирующие военные конфликты. Действия варгеймов могут разворачиваться в разных временных периодах от древности до современных конфликтов или в возможном будущем. А также они могут затрагивать как реальные исторические события, так и вымышленные. В качестве армий в таких играх могут выступать миниатюры, жетоны, или деревянные блоки. Варгеймы характеризуются высоким уровнем стратегии и необходимостью просчитывать на несколько шагов вперёд. Часто правила таких игр оказываются довольно сложными для рядовых игроков, к ним может потребоваться определённая подготовка.
В качестве совершенно разных, но ставших уже классическими, варгеймов можно привести Warhammer 40000, Ни шагу назад, Война кольца, Сэкигахара.
Данжн кроулер (от англ. dungeon crawler) — жанр сюжетных игр, где игрокам предстоит исследовать некоторые локации (например, гробницы) в поисках сокровищ и приключений, параллельно отбиваясь от разного рода монстров и прочих существ. Такие игры подразумевают обязательность выполнения различных миссий и заданий. Пытливый читатель может обратить внимание, что игры жанра «данжн кроулер» могут содержать множество элементов «америтреша».
Ярким представителем данжн кроулеров является Мрачная гавань, долгое время, занимавшая первое место в мировом рейтинге настольных игр BGG. Также к этому жанру игр можно отнести игры Descent: Сказания тьмы, Хэллбой и Кромешная Тьма.
Детективы — игры, направленные на применение игроками дедуктивных способностей. Такие игры отличаются проработанным сюжетом, глубоким вовлечением игрока и главное — расследованием какого-нибудь преступления (чаще убийства). Обычно такие игры играются либо в соло, либо в компании против самой игры.
В качестве примера можно привести линейку небольших карманных детективов «Элементарно», а из более крупных игр — Место преступления, Шерлок Холмc: Детектив Консультант и Детектив: Игра о современном расследовании.
Детские игры — настольные игры, изначально разработанные для детской аудитории и направленные на развитие у детей определённых способностей: мелкой комбинаторики, памяти, логики и т.д. Детские игры отличаются весёлым и простым игровым процессом.
Отличными детскими играми считаются Коварный лис, Домик, Приключения в замке Карак, Атака Кракена.
Дуэль/Дуэльная игра — игры рассчитанные исключительно на двух игроков. Такие игры отвечают особенностями других жанров. Например, это может быть Война Кольца, являющаяся варгеймом, или Париж. Город огней, являющийся абстрактом.
Евро/Еврогейм (от англ. eurogame), или Игры европейской школы — игры, отличительной особенностью которых является упор на стратегическую составляющую, в противовес теме, атмосфере и удаче «америтреша». Такие игры более требовательны к планированию игроками своих ходов, к построению стратегию на игру. Еврогеймы часто могут быть довольно абстрактны, хоть и абстрактами не считаются, т.к. какая-то номинальная тематика у них есть.
Евро-игр очень много, и в качестве примера приведу следующие: Покорение Марса, Агрикола и игры серии Brass.
Живая Карточная Игра (ЖКИ) — вид карточных игр, дополнения к которым выпускаются фиксированными выпусками с чётко зафиксированным набором карт, в отличие от «Коллекционных Карточных Игр» (см. далее). Обычно дополнения к ККИ отличаются общей тематикой. Среди примеров Ужас Аркхэма. Карточная игра и Pathfinder. Карточная игра.
Игры-цивилизации — игры, отличающиеся от остальных особой тематикой развития собственного общества, государства, страны. В играх-цивилизациях участники могут выбирать несколько путей развития своего общества: военный путь или путь дипломатии, путь науки или путь религии. Главная особенность — возможность провести свой народ из древних времен и собирательства к индустриальной революции на своем столе.
Мастодонты жанра — Сквозь века, Цивилизация Сида Мейера, Clash of Cultures. Столкновение цивилизаций.
Книга-игра и Комикс-игра — игры, представляющие собой интерактивные книги или комиксы. В таких играх игроки будут зачитывать текст или рассматривать изображения и перемещаться по страницам, тем самым делая некоторый выбор и двигаясь по сюжету.
Комиксы-игры получили распространение в последнее время и одними из самых известных являются Похищение, Шерлок Холмс и Мориарти и Оборотень.
Коллекционная Карточная Игра (ККИ) — вид карточных игр, которые выпускаются с помощью «бустеров» — наборов карт, наполненных случайным образом. У карт есть, в частности, показатель редкости и, соответственно, коллекционная ценность, но в отличие от ЖКУ набор всегда не определён.
Самые известные игры в жанре — Magic: The Gathering и Берсерк.
Кооперативная игра — игры, характеризующиеся тем, что игроки не соревнуются друг с другом, а действуют сообща и играют против самой игры. Такие игры могут также иметь особенности других жанров. Например, кооператив может быть америтрешем, как Максимум Апокалипсис, так и быть еврогеймом — Остров Духов.
Пати-гейм (от англ. party-game), или Игра для вечеринки — развлекательные настольные игры, как правило, рассчитанные на большую компанию. Пати-геймы отличаются простыми правилами и весёлым, а иногда и безумным (привет, Жадюги) игровым процессом. Большинство таких игр имеют высокую степень взаимодействия между игроками.
Яркими представителями жанра являются Имаджинариум, Кольт Экспресс, Тип-Топ, Опасные слова, Тако, кот, коза, сыр, пицца.
Настольная Ролевая Игра (НРИ) — игра, в которой игроки примеряют на себя роль выдуманных самостоятельно персонажей и «отыгрывают» их роли на протяжении всей игры. Игрой управляет гейм-мастер, он описывает окружающий игроков мир, населяет его добрыми и злыми персонажами, которые встречаются игрокам на пути, и описывает реакцию мира на те или иные действия игроков. Кроме слов и описаний в игре присутствуют кубики разного номинала, обеспечивающие случайность действий игроков.
Классикой жанра НРИ является игра Подземелья и Драконы. Так же есть ролевые игры по вселенной «Ведьмака», «Зова Ктулху» и другие.
Семейная игра — игры, способные собрать за своим столом представителей разного возраста, игрового опыта и интересов. Обычно семейные настольные игры отличаются ярким оформление и простыми правилами, которые будут понятны и интересны и взрослым и детям. Не стоит путать с детскими играми, они рассчитаны на более юную аудиторию и вряд ли будут всерьез интересны взрослым.
Классическими семейными играми являются «Каркассон» и «Билет на поезд». Из более современных — Эверделл, Прогулки с собаками, Большая бродилка.
Стратегическая игра — стратегические игры отличаются чёткими правилами, возможно, немного более сложными, чем в других настольных играх, а также игровым балансом, минимальным влиянием случайности на игровой процесс, либо вовсе её отсутствием. Игрокам предстоит использовать стратегию и просчёт своих действий на несколько ходов вперёд, а также применять тактику и анализировать происходящее на столе.
В качестве примеров можно привести Серп, Корни, Война Кольца: Карточная Игра, Pax Renaissance.
Филлер (от англ. filler — наполнитель) — небольшие и несложные игры, занимающее немного времени и призванные скрасить ожидание между партиями в более крупные игры, либо разогреться перед ними. Отличными филлерами являются Море, Соль, Бумага, Город счастья, Бандито и серия игр Similo.
Хардкор (от англ. hardcore) — жанр тяжёлых в освоении игр. Такие игры отличаются сложными объемными правилами, множеством компонентов, длительным игровым процессом. Такими играми можно назвать Сумерки Империи, Война Кольца, Древний Ужас и игры Витала Ласерды: На Марсе, Лиссабон.
Экономическая игра — жанр настольных игр, где игрокам предлагается строить и развивать собственную систему производства, доставки и продажи товаров или ресурсов. Такие игры воссоздают общие концепции рынка и воспроизводят их на игровом столе. Экономические игры отличает управление ресурсами с целью получения максимальной выгоды. Примерами таких игр являются Маракайбо, Великий западный путь, Ост-Индская компания, игры серии Brass.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Здесь я выделил лишь основные жанры настольных игр. Большинство из них имеют ещё внутри себя множество ответвлений, но это разговор уже на отдельную статью. Хотя я уверен, что тот, кто захочет погрузиться в наш настольный мир с головой, сам будет рад разобраться во всех тонкостях.
Продолжаю призывать вас дополнять предлагаемые термины и предлагать собственные по текущей тематике. А также подписываться на все мои ресурсы, ставить лайки, писать классные комментарии. Обратная связь — штука важная, и в значительной мере приятная. А пока, всем пока!
В статье использовались фотографии Евгения Храмова, а также фотографии из официальных сообществ GaGa Games, Crowd Games, Звезда.
Предыдущие статьи «Справочник настольщика»:
Справочник настольщика. Компоненты.
Справочник настольщика. Общие понятия.
Справочник настольщика. Механики.
ВКонтакте: https://vk.com/bggoose
Телеграм: https://t.me/bggoose_tg
Настолио: https://nastol.io/communities/bggoose
Дзен: https://dzen.ru/bggoose