Справочник настольщика. Механики
Спустя два месяца после предыдущей статьи продолжаем составлять справочник настольщика. Сегодня речь пойдёт об игровых механиках.
Наверняка, я описал ниже не все механики, существующие в настольном мире, однако, надеюсь, что охватил бóльшую их часть. Вы всегда можете дополнять текст в комментариях и все, кто будут читать, точно получат полный объём информации.
Что такое игровая механика? Если коротко, то это термин, обозначающий функциональную составляющую игры. Механика — это набор правил, реализующий некоторую часть взаимодействия игрока с игрой, а также с другими игроками. Отмечу, что одна игра необязательно должна иметь лишь одну игровую механику, наоборот, чаще игры являются комплексными и обладают сразу несколькими механиками, вплетёнными в единый игровой процесс.
Ареа-контрол (от англ. area-control), или Контроль территорий — игровая механика, при которой определённые участки игрового поля, территорий или отдельных фрагментов в тот или иной момент игрового процесса может занимать лишь один игрок. Такие участки в игре являются стратегически важными и контроль над ними приближает игроков к победе. В качестве примера игры с механикой контроля территорий можно назвать Маленький мир.
Ареа-мажорити (от англ. area-majority), или Преимущество на территории — механика, при которой за контроль территорий игрок чем-либо поощряется. Преимущество получает игрок, имеющий больше своих игровых элементов (миплов, жетонов, миниатюр) на территории, чем его соперники. Преимущества достаточно, чтобы владеть территорией и получать её бонусы. Не обязательно быть единственным игроком на территории, в отличие от ареа-контроля. Отличными играми с механикой ареа-мажорити вляются Иниш, Сумерки Империи, Корни.
Ассоциации. Игры на ассоциации отличает то, что зачастую игрокам необходимо с помощью одного слова или изображения, дать подсказку к другому слову или изображению. Например, в Имаджинариуме ведущий загадывает карту с картинкой и говорит ассоциацию к ней, другие игроки среди своих картинок выбирают ту, что подходит к ассоциации ведущего и потом все пытаются угадать какую из картинок ведущий загадал своей ассоциацией. Игр на ассоциации довольно много, в качестве примеров, ещё укажу Опасные слова, Дэни, Кодовые имена, Similo.
Аукцион — механика, в которой игроки делают ставки по очереди с целью улучшить своё положение дел в игре. По завершению аукциона, его победитель получает объект торгов. Таким объектом могут быть бонусы, отмена штрафов, либо с помощью аукциона может разыгрываться дальнейшая последовательность хода. Примерами игр с аукционом являются Нидавеллир и Киклады.
Бэгбилдинг (от англ. bag building), или Построение мешка. В играх с такой механикой у каждого игрока есть мешочек с компонентами (например, жетонами), который в процессе будет пополняться и улучшаться. Игроки за счет улучшения компонентов в мешке улучшают и свой игровой процесс, получают преимущества. Попробовать собрать свои мешочки можно в играх Орлеан и Шарлатаны из Кведлинбурга.
Декбилдинг (от англ. deck building), или Колодострой. В отличие от игр с бэгбилдингом, здесь игрокам необходимо будет построить свою колоду карт. У игроков в начале также есть строго определённый набор карт, но в процессе игры он может увеличиваться, уменьшаться и формировать колоду, постепенно улучшаясь. Для знакомства с механикой подойдёт игра Звёздные империи. Также механика колодостроя встречается и в более комплексных играх по типу Кланк, Тираны Подземья, Дюна: Империя.
Взять и доставить (от англ. pick up and deliver) — игровая механика, при игрокам необходимо забирать игровые элементы из одних территорий или локаций, и перемещать их в другие. Начальная расстановка таких элементов на игровом поле может быть как определена заранее, так и случайна. Успешная доставка приносит игрокам какие-либо бонусы, например, игровые деньги или ресурсы. Ярким представителем игры с данной механикой является Кланк, где необходимо пробираться в пещеру и тащить наружу сокровища дракона. Кланк упоминался и выше в пункте про «колодострой». Игра сочетает в себе обе эти механики.
Драфт (от англ. draft) — игровая механика, в которой игроки самостоятельно выбирают игровые компоненты (чаще карты, но бывают и другие), передавая их друг другу по кругу. В играх с драфтом участники получают одинаковое количество компонентов, каждый игрок выбирает себе один из представленных, а остальные передает соседу по кругу. Так продолжается до тех пор пока все компоненты не будут разобраны игроками. Такая механика позволяет игрокам наиболее сбалансированно получить себе набор из «сильных» и «слабых» компонентов для игры. Драфт карт представлен в таких играх как 7 чудес, Иниш. Также встречается и драфт миплов, например, в игре Драфтозавры.
Дайс-плейсмент (от англ. dice placement), или Размещение кубиков — механика, основанная на размещении игральных кубиков на поле. На игровом поле имеются области, на которых участники размещают кубики с разными значениями, действиями, бонусами. Задача игроков — выполнять размещения наиболее выгодно. Такой механикой отличаются игры старой школы, например, Труа и Замки Бургундии. Однако, есль и более «свежие» образцы в виде игры Путь героя.
Мипл-плейсмент (от англ. meeple placement), или Размещение рабочих — механика, основанная на размещении миплов (работников) на поле. Механика схожа с размещением кубиков. Игроки также занимают определенные области на поле, чтобы выполнить определенные действия и получить выгоду. Размещение рабочих является одной из самых распространенных механик в настольных играх. Размещать своих рабочих вы будете в Архитекторах западного королевства, Руинах острова Арнак, Вечной зиме, Эверделле и многих других играх.
Тайл-плейсмент (от англ. tile placement), или Размещение тайлов — механика, основанная на размещении тайлов (игровых плиток) на игровом поле. Обычно в таких играх размещение тайлов является её основной составляющей. Главным примером тайл-плейсмента является Каркассон, где суть игры в построении игрового поля из тайлов, размещении рабочих на тайлах и получении победных очков.
Испытай удачу (от англ. push your luck). Как следует из названия, эта игровая механика постоянно ставит перед игроком дилемму: завершить ход с тем, что уже удалось забрать, или попробовать забрать больше. Например, в игре Жадюги можно вытащить из мешка больше золота, а можно вытащить два камня одного цвета и всё потерять. Или в игре Предельное погружение можно спуститься на большую глубину и достать больше подводных сокровищ, либо взять поменьше, но наверняка успеть подняться на поверхность, пока не закончился кислород.
Кинь-двинь — одна из самых известных, понятных многим механик, когда от игрока требуется кинуть кубик и передвинуть фишку на выпавшее число на кубике. Классикой игр с такой механикой является Монополия. Однако, можно найти и более современную настольную игру с этой механикой — Большая бродилка.
Легаси (от англ. legacy), или Наследие. Игры с механикой наследия позволяют объединить несколько партий одной общей компанией. В каждой следующей партии обычно добавляются новые игровые компоненты, незначительно меняются правила, а также стартовые условия на партию. Классическими примерами игр с механикой наследия можно считать игры с сюжетом, где каждая партия — новая глава в глобальной истории. Например, Мрачная гавань, Пандемия: Наследие, Дилемма Короля.
Построение движка — игровая механика, предполагающая построение игроком некоторого механизма на основе игровых компонентов, который будет приносить всё больше и больше выгоды с каждым новым ходом. Часто игровой «движок» строится на картах, когда действие описанное на одной карте, позволяет разыграть другую карту, которая приносит новые бонусы, позволяющие получить ещё больше бонусов и так далее по цепочке. Цель же игрока — построить наиболее эффективный «движок», чтобы получить больше игровой выгоды, которая приведёт к победе. В качестве примеров игр можно привести Покорение Марса, Эверделл и Серп. В последнем «движок» строится не на картах, а путем улучшения игрового планшета.
Программирование действий. В играх с программированием действий игрокам необходимо заранее планировать то, что они собираются делать в свой ход, а затем последовательно разыгрывать запланированное. Классическим примером игры на программирование действий является Кольт Экспресс. Игроки в роли грабителей поезда сперва планируют свои действия, выкладывая карты по очереди в одну колоду, а затем происходит поочередный розыгрыш карт. Порой случаются забавные курьезы, когда кто-то побежал совсем не туда, куда запланировал, или выстрелил в пустоту, или хотел подобрать мешок с золотом, а его уволок из под носа соперник.
Ролл-энд-райт (от. англ. roll-and-write) — игровая механика, отличающаяся наличием кубиков, бросая которые, игрокам необходимо отмечать некоторый результат карандашом на листе бумаги. Иногда эту механику ещё называют «кинь и нарисуй». Существует также вариация «ролл-энд-райт» под названием «флип-энд-райт» (от англ. flip-and-write), где вместо игральных кубиков используются карты для определения результата. Отличными ролл-энд-райтами являются Картографы, Тропы Туканы и Добро пожаловать на Луну.
Сбор сетов (от англ. set collection) — механика, приносящая выгоду за составление целых наборов игровых компонентов в определённых комбинациях. Например, это может быть сбор карт по определённым правилам, или сбор жетонов или каких-либо других фишек. Например, в игре Море, соль, бумага игрокам необходимо собирать наборы карт, где набор карт определённого вида дает либо победные очки, либо возможность выполнить дополнительные действия. Также классическими играми на сбор сетов являются Билет на поезд, Роскошь, Нидавеллир.
Скрытые перемещения — игровая механика, основанная на том, что игрок (обычно один) перемещается по игровому полю скрытно для других игроков. Обычно в таких играх один игрок противостоит остальным. В игре Ярость Дракулы один из игроков берет на себя роль Дракулы, а остальные — сыщиков, пытающихся победить злодея. В игре Зверь один участник играет за таинственного монстра, а остальные за охотников на него. В обоих играх реализована механика скрытого перемещения, где местоположение злодеев на карте доподлинно неизвестно.
Скрытый предатель. Не путать со «скрытыми перемещениями». Механика скрытого предателя подразумевает, что один из участников кооперативной игры, может мешать всем остальным и иметь строго противоположные от своих казалось бы союзников цели. Само собой это регламентируется правилами игры, а не играется так только потому, что это взбрело кому-то в голову. Примерами, игр со скрытыми предателями являются Непостижимое, Немезида, Сопротивление.
Ставки — игровая механика, которая побуждает игроков делать ставки на определённый исход событий. Механика ставок при этом может быть основным двигателем игры и способом получения победных очков. Например, в игре Camel Up происходит забег верблюдов вокруг пирамиды, а игроки делают ставки на тех, которые им кажутся наиболее близкими к победе. Ещё примеры игр со ставками: На старт, внимание, вскачь, Восходящее Солнце.
Тайные цели — механика, определяющая, что у каждого из игроков есть тайная цель на игру, которая либо приведёт его к победе, либо позволит заработать дополнительные победные очки. Обычно тайные цели раздаются игрокам в начале партии, но могут придти и в процессе игры. Тайные цели можно встретить в Немезиде, Непостижимом, Серпе, Такеноко.
Управление ресурсами — игровая механика, основанная на обмене ресурсами между игроками, или игроком в рамках собственных действий, например, обмен набора одних ресурсов на один или несколько других. Ещё такие игры называют «шило на мыло», т.е. обмен одного на другое, что в конечном счёте принесёт обмен на победные очки. Так в Руинах острова Арнак многое построено на управлении ресурсами, когда часто приходится получать ресурсы и тут же менять их не какие-либо бонусы, получение новых ресурсов или продвижение по треку победных очков. Ещё в качестве примера игр с механикой управления ресурсами можно назвать игры Res Arcana, Сквозь века.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Продолжаю призывать вас дополнять предлагаемые термины и предлагать собственные по текущей тематике. А также подписываться на все мои ресурсы, ставить лайки, писать комментарии. Обратная связь — штука важная, и в значительной мере приятная. А пока, всем до связи!
В статье использовались фотографии Евгения Храмова, а также фотографии из официальных сообществ GaGa Games, Crowd Games, Лавка Игр, Стиль Жизни, Эврикус.
ВКонтакте: https://vk.com/bggoose
Телеграм: https://t.me/bggoose_tg
Настолио: https://nastol.io/communities/bggoose
Дзен: https://dzen.ru/bggoose